«За три дня в доме жениха все прибирается и наряжается. Друзья его собираются в доме, где цыгане-музыканты усердно увеселяют их музыкою, и где женщины постоянно угощают их всеми возможными кушаньями и лакомствами. На третий день, после полудня, все садятся на лошадей и с нетерпением ждут прибытия крытой маджары (повозки), в которой находится царица этого дня», — так описывал путешественник Густав Радде свадьбы крымских татар, свидетелем которых он стал в 1856 году.

В современном Крыму готовиться к свадьбе начинают не за три дня, а намного раньше, и не только молодые с их родителями, но и все гости, а значит – весь народ. Как шутят сами крымские татары: «Мы все друг другу немного родственники». А значит, осенью – в сезон свадеб – каждый побывает на нескольких женитьбах, и каждому нужно приготовить наряды, подарки. О том, как сегодня крымские татары женятся и выходят замуж, узнавали в «России для всех».

Крымско-татарская свадьба – это не просто праздник молодой семьи, но важное общественное мероприятие. Здесь видятся родственники со всего полуострова, здесь подбирают невест и женихов подрастающим детям, здесь выстраивают отношения в сложной иерархии народной жизни.

Если вы на полуострове услышали: «Делаем маленькую свадьбу – на 150 человек», — значит, перед вами точно крымские татары. «Небольшое семейное торжество» здесь меньше и не бывает, ведь зовут всю родню всех степеней даже дальнего родства. И если еще десять лет назад только количество гостей и отличало татарскую свадьбу от славянской, то сейчас молодежь все больше отдает дань традициям. Если танец – то «тым-тым», если платье – то с национальной вышивкой, никакой русской или европейской музыки.

Алие Умерова собирается вскоре замуж и планирует шить наряд в национальном стиле:

«Так делают многие сегодня. Мне кажется, это очень красиво и гости будут довольны, особенно старшие. К тому же мы будем совершать никях (свадебный обряд у мусульман – ред.), а в открытом платье с декольте в мечеть нельзя. Жених, правда, будет в обычном костюме с бабочкой. Для мечети мы на него тоже наденем кое-какие элементы».

По словам Алие, пошить традиционное свадебное платье сегодня не составляет труда: есть искусные мастерицы, хороший выбор тканей. Единственная проблема – не повториться, ведь многие девушки заказывают наряды в одних и тех же ателье в один и тот же сезон.
«Я выбрала белый цвет. Это будет закрытое платье с длинными рукавами, с вышивкой и поясом из металла и камней. На голове – фес и накидка. Заказывала за полгода, так как шьется такой наряд долго. Сколько стоит, говорить не хочу. Дорого! Если бы покупала обычное белое – вышло бы дешевле. Но замуж собираюсь в первый и в последний раз. На прокат не хочу брать категорически, чтобы потом в следующем году не увидеть кого-то другого в моем платье и не встретить его фото в соцсетях. У нас ведь все друг друга знают», — делится Алие.

 

 

Этнонаряды также берутся напрокат для предсвадебной фотосессии молодых или для поездки в мечеть на никях, если он проходит не в день самой свадьбы. А элегантные фесы часто можно увидеть и на гостьях торжества. Вообще вся семья ломает голову над свадебным образом девушки даже в том случае, если она просто незамужняя гостья. И на то есть свои причины.

Абляз Герей – самый известный ведущий на свадьбах у крымских татар.  По его словам, на каждом торжестве можно насмотреться на редкую красоту.

«У нас ведь принято искать вторую половину именно на свадьбах. Я всегда при знакомстве спрашиваю пару, где и при каких обстоятельствах они встретили друг друга. Половина знакомятся на свадьбах. Поэтому девушки стараются выглядеть эффектно, но вести себя скромно. Парни присматриваются. Хотя у каждого свой вкус», — делится Абляз.

Нужно сказать, что переженивший многих в Крыму молодой человек сам в августе сыграл собственную свадьбу.

«Но для меня она прошла как обычный день, потому что я этих свадеб уже столько перевидел, — смеется Абляз.  – У меня была свадьба на 130 человек и общая – без разделения на день жениха и день невесты. Сделали так, потому что не получалось со временем: сейчас начинается сезон свадеб, нужно работать».

 

 

Вообще традиционная крымско-татарская свадьба – это целая неделя торжеств и ритуалов. В идеале и при наличии времени с финансами все должно происходить так:

ЗНАКОМСТВО Конечно, сегодня молодежь часто делает самостоятельный выбор и представляет родителям уже готового «жениха/невесту». Но и сейчас молодых часто знакомит родня, а первая встреча происходит именно на свадьбах. Во-первых, есть возможность сразу сделать выводы о достатке и авторитетности всей семьи, ее месте в обществе. Это поможет избежать неравных браков, драм в духе «Монтекки и Капулетти», а также любовных отношений между дальними родственниками, что у крымских татар категорически не приветствуется. Во-вторых, опытные люди помогут познакомиться тем, кто привез хороших дочерей на выданье с родителями неженатых молодых людей. В-третьих, молодежь находится под присмотром старших, что важно для тех, кто щепетильно относится к репутации и чести отпрысков.

Если и парень, и девушка к моменту знакомства уже готовы к браку, то период ухаживания, как правило, длится не долго. После решения пожениться начинается сватовство и подготовка к свадьбе уже во время следующего сезона.

СВАТОВСТВО Для начала взрослый сын ставит в известность своих родителей и просит разрешения жениться на своей избраннице. Иногда до сих пор посредницей между парнем и родней выступает тетя или другая близкая родственница, которая помогает влюбленным уговорить старших. Если отец и мать согласны, в дом девушки идут къудалар – сваты. Мужчины и женщины наряжаются по-особенному. Мужчинам-сватам через плечо повязывают платок. У женщин – платки на головах. Желательно, чтобы сваты сами были семейными, не имели бы разводов и уже родили к тому времени детей.

Придя в гости, родителям девушки положено что-то подарить, принять угощения и только потом перейти к делу. Сама барышня на выданье при этом не присутствует. Если родители не против родства с обозначенной семьей, то посылают к дочери узнать ее мнение. Согласием служит переданный сватам специальный вышитый собственноручно платок. Получив этот «добрый знак», сваты передают невесте также подарок от жениха – украшение, ткань или платье – и уходят.

Эта процедура называется сез-кесим или малое сватовство. Дальше следует, соответственно, большое, оно же – обручение, оно же – агъыр нишан. Через несколько недель сваты от жениха вновь идут в дом к родителям дочери. С собой они опять несут подарки, но уже не только будущей невесте, но и всем домочадцам. В ответ они получают презенты для жениха. Традиционно это должны быть вещи, вышитые вручную.

Но могут быть и просто красивые предметы мужского гардероба. На большом сватовстве определяли даты свадьбы, организационные тонкости.

Нужно отметить, что сегодня сватовство бывает редко и проходит только лишь как дань традициям в тот момент, когда решение о свадьбе уже давно принято.

ПОДГОТОВКА К СВАДЬБЕ Традиционно родители дочерей начинают готовить приданое за многие годы до их вступления во взрослую жизнь. Раньше, а кое-где в селах и сегодня, это запасы постельного белья, посуды, полотенец, отрезов тканей. Чаще, конечно, отец с матерью годами собирают деньги, чтобы купить все перед свадьбой.

Местом проведения почти всегда сегодня служит ресторан или банкетный зал, хотя еще лет 10-15 назад это часто был временный шатер. В первом случае забот минимум – лишь плати и все будет организовано, приготовлено, накрыто.

Арифметика праздничного застолья проста:

«Если арендуют банкетный зал и 200 человек приглашенных, то выходит 2 – 2,5 тыс. на человека», — подсчитал Абляз Герей.
Плюс – ведущий и музыканты (от 50 тыс.). Плюс – фотограф и видеооператор (также от 50 тыс.). верхний предел установить сложно. Все зависит от возможностей и желаний семей молодых.

И все же в первую очередь крымско-татарские свадьбы славятся именно своими количествами гостей. До 150 человек – это скромное семейное торжество в узком кругу.

 

 

У Абляза были собственные количественные рекорды.

«Например, на 600 человек. Делали в банкетном зале, где на первом этаже вместительность 400 человек, а на втором – 200 человек. На первом сделали основную часть, а на втором разместили друзей родителей – людей возрастных. Там поставили экран, установили ПТС, так что все происходящее на первом этаже шло в прямом эфире. Конечно, молодые поднялись на второй этаж, там станцевали с гостями, — вспоминает ведущий торжеств. — Хотя у меня одна из первых свадеб была в Феодосии еще в палатке. Это не те белые шатры, которые сейчас в моде. Тогда делали обычные шатры, часто военные палатки, сколачивали длинные столы. Готовили всей деревней, официантами были братья и сестры. И вот на такой свадьбе у нас было 700 человек.  Все это происходило на территории школы».

Когда приданое собрано, зал забронирован, наряды заказаны, обе семьи совершают жертвоприношение и дуа (молитва) по умершим родственникам.

НОЧЬ ХНЫ И БРИТЬЕ ЖЕНИХА У крымских татарок издавна было принято проводить «девичник», но не в классическом, конечно, смысле. За день до свадьбы в доме невесты прощаются с девушкой. К осмотру всех гостей предъявляют приданое. Подруги и родственницы расписывают ее руки хной, поют песни. Чем красивее узор, тем счастливее будет жизнь будущей супруги. Оставшейся хной делают узоры на руках тех подруг, которые еще не вышли замуж – к скорейшей встрече достойной пары.

 

 

«Ночь хны» очень распространена в Турции, а у крымских татарок эта традиция сегодня лишь возрождается. Зачастую мастерством росписи не обладает никто из девичьей компании, поэтому приходится приглашать профессионала. Также не лишним будет заметить, что крымско-татарские девушки редко организовывают перед свадьбой шумные вечеринки с большим количеством алкоголя, и уж тем более – со стриптизерами. Даже если жениха такое прощание с девичеством устраивает, то вот его родню – точно возмутит.

Алие признается, что с организацией девичника ей даже сложнее, чем с самой свадьбой:

«Ведь редко кто дружит только с татарками. У меня однокурсницы, одноклассницы – все русские. На свадьбе никуда не денутся – будут как все сидеть за столом во время «лепки». А вот девичник меня уговаривали сделать современный и поехать в ночной клуб. Но старшие этого не поймут. И не только в семье мужа, но и мои бабушка, тети. Я решила, что буду собирать всех дома и делать росписи хной, но без традиционных нарядов и народных песен. И попробую что-то придумать, чтобы русским подружкам не было скучно с нами».

У молодых людей – свое развлечение. Друзья, братья, отец под музыку и песни бреют жениха. С этого момента он уже считается перешедшим в новый статус – взрослого мужчины. Эту традицию сегодня также возрождают. Затем что в старину, что в современности жених устраивает для всех гуляния.

СОБСТВЕННО СВАДЬБА Как и сколько дней отмечать женитьбу – это дело каждого. Сегодня четких установок нет. Одни пары делают по традиции в один день – «никях» в мечети, на другой – свадьбу или «той» на стороне невесты (родители жениха на ней отсутствуют), на третий – то же самое, но уже на стороне жениха. Затем – вечер знакомства всей родни, когда невеста уже как хозяйка встречает всех в доме жениха с чашечками кофе. Другие умещают все в одни сутки: утром – мечеть, вечером – совместная свадьба, на следующий день – прием гостей у молодых.

 

 

Первое и главное, что нужно знать тем, кого впервые пригласили на свадьбу к крымским татарам – большую часть торжества все смотрят, как танцует один человек, и ждут своей очереди. Хочешь танцевать – плати! Это называется «лепка», а лепят, собственно, деньги. Выходят на танец с купюрами в руках, а затем отдают их в общую кассу. Можно при этом заказать любимую песню. «Лепок» в течение одной свадьбы может быть несколько, и каждая может длиться по 1,5-2 часа.

«Есть разные свадьбы – традиционные и нет, большие и не очень. Но всегда есть «лепка». Раньше, еще в Узбекистане, когда мои родители женились, на свадьбах не было ведущих. Были только музыканты, шатры, лавки деревянные – и гостей 200 человек. «Лепок» могло быть штук десять, часами люди танцевали и лепили деньги. Собранные деньги всегда шли музыкантам. Сегодня уже по-разному бывает. Иногда музыкантам платят таксу, оговоренную заранее, а оставшееся от лепки берут себе», — рассказывает Абляз Герей.

При этом, в отличие от славянской свадьбы, хозяевами торжества являются не молодые, а родители. Поэтому и подарки – а это почти всегда деньги – дарят родителям молодых. Они же приглашают гостей и принимают поздравления. Как признался Абляз, он предлагал только лишь совершить никях и обойтись без застолий, но отец воспротивился:

«Папа настоял на свадьбе. «Я в долгу у своих родственников», — сказал он. Вот такие понятия у наших родителей».

Сумма в конверте, как правило, должна покрывать расходы на семью (как мы уже писали выше – около 2,5 тыс. руб на человека в банкетном зале) плюс посильная сумма сверху. Иногда коллеги или друзья одного из брачующихся могут вскладчину сделать большой и дорогой подарок – путевку на отдых или плазменный телевизор, например. Но такое бывает реже.

В последние годы свадьбы крымских татар становятся все скромнее и традиционнее, все больше отличаются от классических.

«Казалось бы совсем недавно – лет пять назад – люди с удивлением реагировали на свадьбы без алкоголя. Как без водки? Но сейчас уже 10% свадеб делают халяльными – без выпивки. У кого-то на таких свадьбах даже музыки не бывает, у кого-то женщины сидят отдельно, а мужчины – отдельно. На это тоже пока реагируют не все одобрительно, кто-то не понимает. Конечно, нет и пошлых конкурсов, все очень скромно и прилично. Стало модно танцевать  народные танцы. Если пара хочет, то кроме традиционного первого танца мужа и жены хореографы помогают поставить еще женский и мужской танец: невеста танцует с подругами, жених – с друзьями», — рассказывает Абляз.
Что касается еды, то и тут доверять принято восточной кухне. Т.к. банкетные залы открывают, в основном, крымские татары, то меню состоит из традиционных и европейских блюд. Только вот экспериментировать с последними не принято. Зато долма, шашлык и манты точно удовлетворят и старейшин, и молодежь.

Алие признается, что алкоголь на торжестве будет, так как и она, и жених из не очень религиозных семей. А вот угощения, большей частью, крымско-татарские, как и сценарий, музыка, танцы:

«Да, возвращение к традициям – это мода. Но что в этом плохого? Потом наши дети и внуки будут видеть на свадебных фото нас в татарских нарядах. Какими будут свадьбы к тому времени, когда они вырастут? Вот этого я не знаю. Но, наверное, один день в своей жизни можно провести именно так. Это приятно старикам, родне. А вот дни рождения, Новый год будем отмечать уже так, как только захочется».