Почему ислам запрещает ставить елку? Как приготовить халяльный оливье? Можно ли отмечать год свиньи? Мусульмане терзают поисковые системы вопросами, которые кажутся сколь наивными, столь и сложными. Советские атеистические традиции, символика китайского календаря, христианская рождественская основа, языческие гадания – все сплелось в главном празднике страны. О том, как на рубеже 2019 года не нагрешить и не выпасть из социума, «Россия для всех» узнала у заместителя муфтия мусульман Крыма Айдера Исмаилова.

- Начнем с того, как вообще ислам относится к празднику Нового года?

— Среди российских мусульман присутствуют различные мнения по этому поводу. В первую очередь стоит исходить из того, что это праздник, который не имеет религиозных корней. На данный момент он отмечается во всем мире людьми разных национальностей и вероисповедания. Это международный праздник, поэтому не стоит его относить к той или иной культуре или религии. Это день, когда происходит смена периодов. Один год заканчивается, другой начинается. И люди отмечают именно эту смену, подводят итоги, думают о будущем. С точки зрения ислама будет правильно позаботиться о том, чтобы это мероприятие соответствовало мусульманской этике и религиозным канонам. Например, речь идет об отсутствии распития спиртных напитков, о веселье в соответствующих рамках. В принципе, если это соблюдается, то можно собраться в кругу семьи, друзей и отметить вот этот переходной период. Таково мое личное мнение по этому поводу.

- В своем кругу – понятно. А как быть с корпоративами? Зачастую они проходят с алкоголем, с не всегда приличными конкурсами. Но отрываться от коллектива и не посещать эти мероприятия, наверное, тоже неправильно.

— Отстраняться от коллектива не очень хорошо – это правда. Человек может принять поздравление, также сам поздравить коллег, пожелать им благ в новом году. Можно прийти на корпоратив, полчаса посидеть, уделить коллегам внимание – чтобы никто не упрекнул, что человек отделяется. Но участвовать в тех развлечениях, которые противоречат устоям ислама, для мусульманина будет неправильно. Сидеть ли за столом, где распивают спиртные напитки? Ислам это не приемлет. Человек должен сам регулировать эти моменты и подумать, как все обустроить. Если в коллективе не один религиозный человек, а группа, возможно, сотрудники сами проявят к ним уважение и предложат разделить праздник. Сначала посидеть за столом, с угощениями, поздравить друг друга. А потом уже останутся только те, для кого приемлемо отмечать с алкоголем и так далее. У христиан, кстати, тоже пост в это время. Стоит разумно подойти – и всегда можно найти подходящий формат.

- Как не впасть при этом в крайности? Например, часто можно встретить мнение, что для мусульманина даже украшенная елка – это грех, язычество. Действительно ее нельзя наряжать?

— Очень много светских обычаев можно отнести, например, к древнеримским традициям, попытаться увязать с древними практиками. Я думаю, что не стоит так увлекаться. Если что-то несет прямой вред физическому или духовному здоровью человека, обществу или окружающей среде – эти элементы нужно постепенно вычищать. Что касается елки с точки зрения ислама, то такой традиции в нашей религии действительно не существовало. Но человек просто не должен придавать елке какой-то святости и особенной символики. Есть еще и вопрос экологии. Когда миллионами вырубаются деревья, чтобы недельку-две постоять дома – это не есть хорошо. Да, эти деревья специально затем и высаживаются, да, это не запрещено категорически. Но это нежелательно. А вот украсить комнату гирляндами – почему нет!

- Со взрослыми проще, а как быть с детьми, к которым приходит «волшебник» Дед Мороз?

— С точки зрения религии не совсем правильно дезинформировать детей насчет того, что подарки им приносит Дед Мороз. Он как персонаж в принципе может быть для того, чтобы веселить детей. То есть, если человек переоденется в костюм Деда Мороза, будет рассказывать стихи и водить хороводы – это нормально. Но нельзя присваивать ему некую мистическую силу исполнения желаний. Подарки покупают родители, чтобы порадовать детей – именно так им и нужно говорить. Если говорить примитивно, то мы пытаемся создать для ребенка сказочную атмосферу, но прибегаем к обману, искаженно преподносим реальность. Это влияет на воспитание. Ребенок начинает верить в чудеса, отрываясь от реальности. Лучше воспитывать в реальных жизненных условиях. И ребенок должен быть благодарен не Дедушке Морозу, а родителям. Чтобы он знал, что мама с папой работали, копили деньги и сделали ему подарок. Будет лучше, чтобы он именно эту заботу понимал и ценил.

- Соответственно, ребенок будет хорошо себя вести, чтобы не огорчать родителей, а не чтобы угодить Деду Морозу перед Новым годом ради желанной вещи. Об этом речь?

— Совершенно верно! Слушаться нужно родителей, помогать им, уважать их, потому что это именно они делают ему благо.

- Хорошо, но в детском саду, в школе все дети одинаково отмечают Новый год: и мусульмане, и христиане, и дети из не верующих семей. Можно ли участвовать в утреннике? А если он костюмированный?

— Я лично ничего предосудительного не вижу. Ребенок ведь участвует в театральной постановке. На самом деле, это так и есть – просто детская игра. Так к этому и нужно относиться и не забирать ребенка из коллектива. Некоторые люди опасаются, что когда дети водят хоровод вокруг елки – они как бы придают ей святость. В древних племенах присутствовал обычай, взявшись за руки обходить вокруг чего-то святого. Отсюда, кстати, и хороводы вокруг огня. Но сейчас такой смысл никто не вкладывает. И в ХХI веке уверять, что люди почитают и превозносят елку – это чрезмерно и нелогично. К таким вещам нужно относиться проще – как к игре.

- А как насчет символики года по китайскому календарю – свиньи?

— Вот тут уже все как раз однозначно. Насчет елки – этого нет в Коране, поэтому не стоит искать опасность там, где ее нет. Насчет свиньи – здесь есть конкретный запрет в Коране. Если ребенок надел маску зайчика или лисички – это игра. Маску поросенка он надевать не должен категорически. Нельзя входить в образ этого животного, его рекламировать, ему уподобляться. Вывешивать календарь со свиньей в доме тоже нельзя. В этом случае мусульмане должны проявить внимательность.

- И еще одна новогодняя традиция – гадать на будущее и совершать обряды для исполнения мечты. Например, с боем курантов загадать желание, написать на бумажке и сжечь. Это позволено или нет?

— С точки зрения ислама это — суеверия. Мусульмане должны просить благ у Создателя, у Всевышнего. Он всех сотворил и отвечает людям на их молитвы. Мусульмане в конце года могут попросить у него что-то для себя на будущий год: здоровья, успехов в учебе и работе, благополучия. Но обращаться со своей просьбой следует именно к нему – к Аллаху. И, конечно, не стоит это писать на листочке или сопровождать другим суеверным действием. Нужно помолиться.