С детства Севиля проявляла интерес к культуре и искусству, увлекалась геральдикой и символизмом в искусстве. Закончила Таврический национальный университет им.Вернадского (ныне КФУ) по специальности «культурология», философский факультет.

Параллельно с учебой в университете окончила курсы экскурсовода. Более шести лет проработала гидом по Крыму. Любовь к Крыму вызвала большой интерес к фотографии.

Корреспондент «России для всех» встретилась с Севилей Эмиралиевой и узнала о ее отношении к искусству, истории Крыма и крымских татарах

- Севиля-ханум, расскажите, откуда такой интерес к культуре и искусству?

- У меня математический склад ума. Любимый предмет в школе геометрия. На мой взгляд, это единственная дисциплина в школе, где все идеально, где форма отвечает содержанию. Здесь все точно, это то, что мне нужно. Я часами проводила время, изучая эту дисциплину, а еще мне повезло, что уроки геометрии и труда у нас проводил учитель черчения.

Чтобы занять нас в свободное время, он ставил перед нами объемные фигуры, и мы должны были изображать их с точностью до миллиметра. Так в школе обнаружили мои способности к рисованию и пригласили в творческую группу.

 

Я участвовала в различных проектах по оформлению кабинетов школы. Класс краеведения и крымско-татарского языка и литературы стали самыми интересными для меня. С этого все и началось.

Севиля Эмиралиева\: быть крымским татарином модно

Национальная культура, историческое наследие, геральдика, архитектура и крымские ландшафты захватили все мое свободное время. Это как калейдоскоп: заглянув один раз, уже никогда не оторвешься. Специальность «культурология» полностью соответствовала моим интересам. Выбрав себе путь, я с восторгом следую по нему и сейчас.

- Кто ваши родители по профессии? Расскажите о семье, в которой росли.

- Мама медик с неоконченным образованием, швея и просто творческая личность. Отец был главным бухгалтером на предприятии, которое занималось оборудованием по культивированию хлопка. У меня была отличная семья. Папа и мама подходили с особым трепетом к воспитанию трех дочерей.

Нас было три сестрички: Диляра (1979), Лиля (1980) и я (1984). Мы были очень сплоченными. Мама наряжала нас, как могла: шила нам прекрасные платьица и плела косы, окружала заботой и любовью. Отец занимался идеологической частью воспитания.

В 1991году, после переезда в Крым, к нам переехали родители мамы. И тут мы погрузились в сказочный мир крымско-татарской культуры. Ведь именно они - бабушки и дедушки - могут уводить наше воображение в ту реальность, в которой выросли сами.

Помню, как дедушка, развлекал нас сказками, легендами и шуточными песнями на крымско-татарском языке, а бабушка учила нас крымско-татарскому ремеслу - вышивке, шитью и, конечно, национальной кухне. Родители просто не могли к нам подступиться, ведь бабушка и дедушка занимали все свободное время от учебы. Так и росли мы на сказах об исторической родине Ай-Серезе и самобытности нашей культуры.

- Как на ваш взгляд связаны понятия «культура» и «философия»?

- Я думаю, что культура вытекает из философии. Ведь культура духовная и материальная формируется вокруг философского учения. Это мы можем наблюдать, изучая прошлое и живя в настоящем. Философия всегда задавала тенденции развития нашего общества, как бы программируя нас на будущие действия.

- Как экскурсовод куда бы вы посоветовали поехать человеку, который впервые оказался в Крыму?

- Знакомство с Крымом нужно начинать, безусловно, с Бахчисарая. Это центр трех религий - ислама, христианства и иудаизма. Край, где лучше всего можно понять историю Крыма и проникнуться культурными ценностями полиэтнического населения полуострова.

В Бахчисарае каждый из нас может прочувствовать путь наших предков от язычества к мировым религиям. Здесь мы можем увидеть всю красоту столь разных культур, посещая памятники археологии, истории и религии. Это удивительное место. Конечно, путешествие «сквозь века» в Бахчисарае лучше совершать в компании с опытным гидом, который словом может погрузить вас в прошлое, поможет вам пройти по следам ушедших цивилизаций культурных и кочевых народов.

- Что послужило причиной заняться еще и фотографией?

- В старом английском фильме-трагедии я услышала такую фразу «сфотографируй меня глазами своей души». Очень красиво, на мой взгляд, но как бы красиво ты ни фотографировал душой, хочется иногда жить в тех мгновениях, которые были в прошлом. И самый быстрый проводник в прошлое это фотография. Это просто хобби. Фото позволяет мне украшать страницы личной истории.

- Что или кого нравится фотографировать? Почему?

- Раньше больше уделяла внимания природе. В студенческие годы много ходила с друзьями в длительные походы по Крыму. Крымские пейзажи, рассветы и закаты очень вдохновляли, и фото получались изумительными. Сейчас я больше привязана к семье, когда появился малыш, я стремилась поймать каждую его эмоцию, и мне это понравилось.

Теперь я люблю «ловить» эмоции людей - родных, случайных прохожих, политиков. Это очень интересно, особенно когда изучаешь психотипы людей и пытаешься заглянуть в их внутренний мир. Черно-белая портретная фотография - лучший помощник.

- У вас такой же активный в общественной жизни супруг. Как уживаются два таких ярких, деятельных человека?

- Мы были активны оба до брака. Познакомились на съезде молодежной организации «Бирлик - Единство», долго дружили, каждый из нас занимался общественной деятельностью. Теперь я уже больше жена и мама, в общественную деятельность врываюсь набегами, когда есть свободное время.

 

Севиля Эмиралиева\: быть крымским татарином модно

Мы с Эйвазом - итальянская семья. Когда говорим о политике и о процессах, которые происходят вокруг нас, мы входим в роль обычных граждан, не связанных узами брака: спорим, доказываем свою точку зрения, делаем выводы. Оба очень эмоциональные и отходчивые...

- Расскажите о сыне. Как зовут? Сколько лет? Чем любит заниматься?

- Сына назвали Чингизом. Ему пять лет. Он, как и мы, очень эмоциональный. Любознательный, игривый, жизнерадостный «всезнайка», как и все дети. Он у нас взрослый ребенок с обостренным чувством справедливости. Любит ходить в походы, лепить из пластилина, рисовать, увлекается модульным конструированием.

- На родном, крымско-татарском языке в семье говорите?

- Конечно, каждый из нас говорит на своем диалекте. Я на ай-серезском, Эйваз на таракъташском, что нередко вызывает хихиканье над каверзными выражениями.

Сын до трех лет говорил на крымско-татарском языке. В садике говорит на русском, с тетей изучает английский, с нами - на крымско-татарском.

- Такому разностороннему, разноплановому человеку, как вы, находиться в декретном отпуске не скучно?

- Нет. Скучать не приходится. Я стараюсь помогать мужу в подготовке общественных мероприятий. Собираю сведения о наших родословных для будущего поколения. Еще я с сыном заново познаю мир. Это очень интересно и занимает много времени.

- Как возникла идея создать национально-культурную автономию крымских татар?

Интегрируясь в политическое устройство нового государства, крымско-татарская молодежь выбрала структуру, которая наилучшим образом соответствует интересам нашего народа.

В Крыму действует множество крымско-татарских организаций, но национально-культурная автономия имеет самый широкий спектр возможностей по сохранению и развитию самобытности культуры крымских татар.

- Сколько человек уже насчитывается в автономии?

- Нас достаточно много. Ряды соратников пополняются каждый день, пока мы разрабатываем механизм по официальному включению желающих в нашу организацию. Очень радует то, что вокруг нашей организации объединяются люди весьма патриотичные, целеустремленные и решительные.

- Какие цели и задачи ставит автономия перед собой?

- Возрождение, сохранение и развитие самобытности национальной культуры, языка и традиций крымско-татарского народа. Реализация проектов, которые направлены на раскрытие юных талантов.

- Расскажите о логотипе. Что означают элементы, изображенные на нем?

- Логотип полностью отражает главную цель организации - процветание нашего народа на исторической родине в Крыму.

 Тамга (taraq-tamğa) - герб крымских татар. В логотипе организации тамга символизирует весы - знак справедливости. Представленная в виде древа жизни, тамга как символ крымско-татарского народа указывает на неразрывную связь с Крымом. Корни народа в Крыму. Крымский полуостров - это райский сад. Для многих крымских татар - колыбель культуры и завершение долгого пути возвращения на родину.

Древо жизни связано с жизнью всего рода и процветанием народа. Его корни, ветви и ствол взаимозависимы и связаны друг с другом. Бесконечное цветение, вечная гармония и совершенство, к которому стремится крымско-татарский народ на родине, подчеркнуты цветочными мотивами, украшающими древо.

В логотипе представлены основные цвета крымско-татарской культуры.

Желтый цвет - как символ солнца, золота, нетления, радости, символ духовной и физической чистоты.

Голубой - ассоциируется с чистым небом и водой, является символом спокойствия и благополучия. Этот цвет как символ дружбы, мудрости, вечности упоминается в Коране. Голубой цвет заполняет все свободное поле эмблемы.

Зеленый - главный цвет мусульманского мира, который имеет исключительно положительное значение. В нем соединяются и земное, и небесное начала.

- Как вы думаете, какое будущее у крымско-татарского народа?

- Безусловно, светлое. Крымско-татарский народ обладает очень богатым культурным наследием. Нам удалось сохранить самобытность в столь сложный период. Ценности нашей культуры сохранены нашими предками и привиты нам, новому поколению.

К сожалению, многое утрачено. Материальная культура крымских татар в Крыму разрушалась временем, политическим режимом и простым невежеством людей, пока все мы были в местах депортации.

Сегодня задача всех нас - находясь на исторической родине, трудиться каждый день во всех направлениях: восстановить то, что утрачено, и создавать новое, не отступая от канонов нашей национальной культуры. У нас уже это получается. Быть крымским татарином очень модно в современном обществе, и это важно. Ведь в век всемирной глобализации так здорово выделяться! Здорово пропагандировать свою национальную, уникальную, яркую культуру.

Я уверена, что Крым в скором времени преобразится и наша культура станет его главным достоянием!

Беседовала Диляра Суфьянова