В этом году в школах страны впервые преподается «Родной язык» — по новым правилам и с новым законом. Пока эксперты спорят о методиках, а учителя и дети осваивают новаторскую программу, «Россия для всех» предлагает обратиться к классике. А классик образования и крымских татар, и тюркских народов вообще — это наш земляк Исмаил Гаспринский.

Исмаил-бей был великим реформатором: разработал экспериментальную форму обучения и внедрил ее в школе Бахчисарая, выступал за необходимость образования женщин, за внедрение светских наук в религиозные учебные заведения, преподавание русского и иностранного языков крымским татарам. Будущее своего народа он видел в просвещении. Что же писал Гаспринский об учении — читайте в подборке цитат из его писем и статей:

  • «Европейцы — наиболее цивилизованный народ нашего времени. Учителями их были мусульмане. По признанию самих европейских ученых, политические, физические, математические, медицинские науки и многие искусства нашего века сохраняют явные следы трудов и опытов мусульман».
  • «Солидно образованный мусульманин к хорошим качествам заурядного присоединяет более широкие, гуманные взгляды на вещи; наука и знания, не колебля в нем мусульманских основ и симпатий, освещают, гуманизируют его воззрения, уничтожая, конечно, предрассудки и суеверия. Но те мусульмане, которые волей судеб, так или иначе, освоят какой-либо иностранный язык и приобретут внешний лоск европеизма, без солидной научной подкладки, увы, эти люди почти потеряны для полезной, деятельной жизни. Это — люди, потерявшие хорошие качества своего племени и усвоившие дурные качества другого».
  • «Чем ученей, воспитанней будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать. Подумаем только, что все мы рождаемся от женщины; растем и начинаем говорить на руках женщины; живем, работаем с женщиной и, наконец, умираем возле женщины — жены или матери, получая последнее облегчение от них. Грешно оставлять их темными, как животных».
  • «Масса наших суеверий и дурные обычаи питаются традицией, примером. Они, эти суеверия и обычаи, столь сильны, что часто ум и религия пасуют перед ними, и заклинания какой-либо ветхой старушки пользуются большим доверием, чем указания знающего человека».
  • «Бумага, написанная в Казани, понятна в Оренбурге, Шеки и Бахчисарае. Литературный оборот Бахчисарая с тем же изяществом применителен везде. Однако мы ни писать не хотим, ни читать не желаем!»
  • «Знания – это нечто столь сильное, что благодаря им слабое существо человека делается повелителем и султаном света…».
  • «Пока народ не будет хорошо грамотным, пока он не начнет мыслить и не пробудится в нем «самодеятельность», все прочие меры не будут им использованы в должной степени».
  • «Аллах дал человеку, своему любимому творению, великую силу, при помощи которой он может господствовать над многим; создавать и уничтожать очень многое. Это ум… Но ум следует обогатить знаниями».
  • «Братья, примитесь серьезно за дело народного образования… Выучиться самому – достоинство, но передать незнающему свое знание еще большее достоинство и благое, святое дело».
  • «Я вовсе не думаю, что школа – это панацея от всех наших бед и зол, особенно я не думаю этого о народной школе. Бесчисленные школы имеются в Корее и Бухаре, и простой народ в этих странах почти поголовно грамотен. Плохая школа и глупая литература, пожалуй, составляют худшее из невежеств. Просвещает народ не какое-нибудь, а только высшее и притом общечеловеческое просвещение».