Указом президента также поручено создать Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ. Перспективы работы фонда и необходимые нормативные акты для изучения и сохранения языков обсуждали депутаты ГД, профильные министерства и ведомства, а также делегаты из регионов.

Напомним, согласно новому закону школьники и родители вправе выбирать, какой язык изучать в качестве родного, а также иметь возможность отказаться от его изучения. И если в одних регионах новшество вызвало споры (до сих пор в Татарстане школьники всех национальностей изучали обязательно и русский, и татарский, что не всегда нравилось нетатарским семьям), то для других, например коренных народов Севера, оно стало реальным шансом вывести изучение родного языка на новый уровень.

Об основных задачах, которые предстоит решать экспертам, рассказал глава профильного комитета по делам национальностей ГД Ильдар Гильмутдинов.

Прежде всего он обозначил, что ажиотаж в СМИ и родительских сообществах по поводу отсутствия программ не имеет объективной основы, так как с 2015 года уже действует федеральный образовательный стандарт изучения родных языков.

«Право родителей — выбирать, какие языки изучать: русский, чувашский, татарский и так далее. Конечно, мы ждем от министерства просвещения новых программ, как изучать эти языки. Активно в СМИ говорится о роли родителей в выборе программ. Хочу напомнить, что родители никакого отношения к выбору учебных программ не имеют. Они выбираются и утверждаются государственными учреждениями. Право родителя — в выборе языка», — напомнил Гильмутдинов.

Он также отметил, что внедрять новый закон нужно активнее:

«Да, будет разработана концепция. Но образование идет на 24 языках, 81 язык изучается как предмет. Но всего по семи языкам у нас есть учебники, прошедшие государственную экспертизу. Некоторые годами не могут ее пройти. Наши дети не виноваты, что мы так плохо работаем».

Среди других проблем было названо также отсутствие возможности защищать кандидатские и докторские диссертации на родных языках, сдавать на них экзамены, изучать их онлайн. Было предложено подготовить соответствующие механизмы.

Заместитель министра образования РФ Татьяна Синюгина заверила, что концепция преподавания на родных языках будет предложена для обсуждения не позднее 1 января 2019 года. Далее — дело за активным и грамотным подходом экспертов. Одновременно с работой над концепцией замминистра также рекомендует сосредоточиться на подготовке учебников:

«Мы понимаем всю остроту проблемы, и организовать учебный процесс без наличия учебников в школе невозможно. И дело не только в изменениях, которые не позволяют нам в полном объеме обеспечить учебниками, но и, по сути, отсутствие таковых по многим языкам». 

По словам Татьяны Юрьевны, разработанные программы и учебники также будут со временем внедрены в систему электронного обучения, которая начнет работу с 1 января 2019 года.

На территории РФ ведется преподавание и изучение 81 родного языка. В 22 субъектах определены 36 государственных языков республик. В настоящее время в федеральный перечень учебников включены 103 учебника по семи родным языкам — татарскому, башкирскому, алтайскому, чеченскому, якутскому, хакасскому и греческому.