Завтра во всем мире отмечают День защиты детей. Прежде всего, эта дата придумана в 1959 году ООН после принятия Декларации прав ребенка для напоминания о защите этих самых прав. Но в России этот день все чаще воспринимается просто как повод уделить внимание подрастающему поколению. Для крымских татар оно – особенно ценно. Сохранение народа, языка и традиций – дело воспитания и находится в руках нынешних родителей, бабушек и дедушек. А каковы обычаи, связанные с самим появлением на свет малышей, а также их взрослением – читайте в материале «России для всех».

Подальше от чужого глаза

Крымские татарки гораздо спокойнее многих других мусульманок относятся и к общению с чужими мужчинами, и к выбору одежды и вообще к роли женщины в обществе. Девушки носят короткие юбки, строят карьеру, ходят в ночные клубы – хоть и вызывают часто таким поведением неодобрение старших. Однако будущая мать по-прежнему должна вести себя согласно правилам.

«Ночь хны» и «дать слово»: традиционная крымско-татарская свадьба
«Ночь хны» и «дать слово»: традиционная крымско-татарская свадьба

Беременность для крымской татарки – это время, в которое нужно по возможности ограничить общение с посторонними. И чем больше срок – тем меньше она должна выходить из дома, тем больше должна проводить времени со старшими женщинами своей семьи. Фотосессии с животом в неглиже и с последующей демонстрацией фото в социальных сетях неприемлемы. Будущая мать оберегается от чужого глаза. Кстати, существует запрет на посещение беременной похорон и кладбищ.

Когда роды уже начались, о них также не принято сообщать посторонним. А о появлении малыша первыми должны узнать бабушки с дедушками, члены семьи, а затем уже – друзья и коллеги.

То же – и после родов. В первые 40 дней мама с младенцем вообще по возможности не должны контактировать ни с кем, кроме близких родственников. Исключение, конечно, составляют медики. Этот период называют «чилле» — или сорокодневка. Только по его истечению молодая мать может выйти из дому.

Соблюдать эти правила в современном мире непросто, но крымские татары все же стараются по возможности и в здравых масштабах оградить маму и малыша от чужого глаза и слова.

Ты стал Мустафой

Имянаречение ребенка проходит традиционно для мусульман. Его необходимо произвести в течение первой недели жизни или на седьмой день. Наречь ребенка может отец малыша, его дед (предпочтительнее по отцовской линии), или мулла. Считается, что право выбрать имя в первую очередь принадлежит родителям мужа. В любом случае, непринято называть ребенка в честь родителей.

Происхождение фольклора крымских татар
Происхождение фольклора крымских татар

Обряд имянаречения проходит так. Малыша укутывают в белую пеленку или надевают белую одежду. Мужчина-мусульманин кладет его на подушку или берет на руки, после чего сначала произносит молитву «азан», в котором до ребенка доносятся основные постулаты ислама. Затем он склоняется над его правым ухом и трижды произносит имя. Например: «Ты стал Мустафой, сыном Исмаила». После читается другая молитва «икамат», а имя и отчество трижды произносятся уже в левое ухо младенца.

Барана — на три части

В благодарность за появление малыша родители должны совершить «акику» — жертвоприношение. Желательно сделать это на седьмой день после рождения. Если не получилось – на 14-й, или на 21-й день. За мальчика принято приносить в жертву двух баранов, за девочку – одного. Мясо в старину делили на три равные части: одну – домочадцам, вторую – соседям и друзьям, третью – нуждающимся. Сегодня крымские татары, как правило, просто устраивают праздник, на который приглашают всех, а угощением становится мясо того самого барашка.

Зубы – на крышу, в кулачке — монеты

Интересные традиции связаны и с детскими зубками. Тот, кто первым увидит у ребенка первый зуб, обязан что-либо ему подарить. А вот выпавшие зубы подросших детей полагается закидывать на крышу. Если кто такой зуб найдет – ему также полагается подарок. Первые волосы состригают с наступлением годика и сохраняют их навсегда. А вот стричь ногти принято после того, как ребенок сможет сжать в ручке несколько монет. Чем больше их будет – тем богаче станет ребенок, когда вырастет.  Нужно отметить, что этот обычай сегодня редко соблюдают.

Папа – главный, старшим — почет

И напоследок – не примета, но традиция, которую многие городские крымские татары стали забывать. Как и у других мусульман, принято во всем признавать авторитет и главенство отца семейства, а старшим в роду оказывать всяческое уважение, обращаться на «вы» и при встрече целовать руку. Согласно обычаям, дети не должны приступать к трапезе, пока не начал есть отец. А его желания должны стоять выше детских капризов. Жена не должна критиковать мужа при детях или даже просто ему перечить. Как, впрочем, и родителям мужа.

Считается, что только соблюдение семейной иерархии поможет ребенку затем самому создать крепкую «ячейку общества». История знает много как подтверждений этого правила, так и исключений. Однако вне зависимости от национальности и вероисповедания семьям никогда еще не помешало искреннее уважение домочадцев друг к другу. В какой бы форме оно не выражалось.