22 апреля мастеру, который тонко чувствует крымско-татарскую культуру и знает, как ее возродить, исполнится 55 лет!

- Рефат, как называется ремесло, которым вы занимаетесь?

- По-крымско-татарски эта профессия называлась «багъырджы» - это человек, который создавал разные предметы утвари из меди: джезве, подносы, кувшины и так далее. Я не знаю, как по-русски назвать это дело - наверное, работа по меди.

- Когда у вас появился интерес к этому делу? Что послужило причиной?

- Как-то, лет десять назад, мне в руки попался очень красивый джезве. Это была работа современного крымско-татарского мастера. Я был потрясен, появилось желание сделать что-то подобное, каким-то образом почувствовать причастность к нашей культуре. С этого все и началось. Я пробовал - не всегда все получалось. Что-то менял, снова пробовал... Вот так, методом проб и ошибок, научился всему, что умею сейчас.

- Учителей не было?

- Нет, я самоучка, я проходил весь этот путь самостоятельно. Самое главное, что мне это занятие всегда приносило и приносит удовольствие. Я всегда искал общения с людьми, которые занимаются восстановлением нашей культуры, но почему-то не все раскрыты, не все хотят общаться.

Я ни от кого ничего не скрываю. Всем, кто хочет научиться работе по меди, помогу, расскажу и покажу. Хотелось бы, чтобы нас было больше. Да, кстати, мне помогает, подсказывает Мамут-агъа Чурлу. Он как человек, хорошо разбирающийся в крымско-татарской культуре и традициях, часто дает советы, как придать предмету исконный крымско-татарский колорит, что наше, а что не наше...

- А ученики у вас есть?

- Ученики у меня были. Многие научились делать джезве, были даже такие молодые люди, которые выполняли работу безупречно. Но почему-то молодежь ищет труд полегче, а оплату повыше. Не хотят терять время, идут на стройку.

Я со многими встречаюсь, у нас дружеские отношения. В планах еще при мечети создать студию для детей, обучать там нашим ремеслам, чеканке, резьбе по дереву, еще чему-нибудь. Кого-то дед привел, кто-то сам после школы посчитал нужным... Даст Аллах, это будет полезное дело!

- Какие материалы используете?

- В большей степени медь, конечно. Также использую железо черное, латунь. Кроме работы по меди любительски занимаюсь экстерьером и интерьером. У меня во дворе есть такой уголок - я его называю дачей моих внуков, они любят там находиться, играть. Еще строил фонтаны, камины и тому подобное. Тут уже используется природный камень и другие строительные материалы.

- Для вас изготовление джезве и другая работа по меди - это источник дохода или занятие для души?

- Мне очень нравится этим заниматься - так я отдыхаю. Я даже не могу это назвать работой, это увлечение, это занятие для души. Моя мастерская - это место моего душевного отдыха.

- Сколько времени в день вы посвящаете этому увлечению?

- Если меня не тревожить, я бы, наверное, проводил в мастерской весь день, с утра до вечера. Когда занимаешься любимым делом, то не замечаешь, как летит время. Но есть же и другие стороны жизни - есть семья, заботы, надо зарабатывать деньги... Моя основная работа - это художественная ковка, я сварщик, это основной источник доходов.

- На семью время остается? Расскажите о ней.

- У меня большая семья: три дочери, четыре внука - все мальчики. Слава Аллаху за сегодняшний день! Времени на них, конечно, хватает. То кофе зайдешь попить, то спросить, вечером обязательно совместный ужин, разговоры семейные. Я счастливый человек, у меня есть все. Слава Аллаху!

- А внуков посвящаете в это ремесло?

- Да, уже начал с ними делиться опытом. Правда, они пока маленькие, самому старшему внуку, Арсену, восемь лет. Он очень смышленый, кое-что уже умеет. Даст Аллах, к десяти годам  я его многому обучу.

Дети очень любят мою мастерскую, приходят и говорят: «Мы тоже хотим делать красивости». Делаем с ними какие-нибудь завитки, цветочки, орнамент. Многое я сам, конечно, делаю, но им не показываю, поэтому они думают иначе. Потом бегут мамам похвастаться: «Смотрите, что я сделал!» Главное, чтоб интерес был, чтобы он не пропадал.

- Самое для вас дорогое ваше произведение?

- Они мне все дороги. Каждая работа, каждое джезве, каждый предмет дорог по-своему. Всему свое время и место. Каждому предмету уделяешь время, внимание, вкладываешь в него свою любовь. На это уходит много времени. И не так все легко. Ручная работа тем и ценна, что бесценна. (Смеется.)   

- Кстати, о цене. Сколько стоит джезве ручной работы из меди?

- Цены разные - от 1,5 тыс. до 7 тыс. рублей. Это свадебный джезве, предназначен для невесты, для свадебных обрядов. Все зависит от сложности работы.

- Я знаю, что вы правоверный мусульманин, богобоязненный человек. Помогает ли это творческой личности? Как это влияет на вашу работу?

- Это наивысшая ценность. Это может влиять исключительно положительно. И не только на мою работу, а на любое занятие, дело, на любого человека. Во-первых, это чистота - и в мыслях, и в поступках. Во-вторых, это терпение. Отсюда усидчивость, целеустремленность и так далее. На соблюдающего законы ислама человека можно положиться, можно на него рассчитывать, легче договориться.

- Вы мастер, вы обладаете редкими способностями, но, несмотря на это, вы человек очень скромный. Откуда это ваше уважительное отношение ко всему и ко всем окружающим?

- Думаю, что это связано с предыдущим вопросом - с верой. Мы должны относиться друг к другу более благосклонно, более доброжелательно. Кем бы ты ни был и кто бы перед тобой ни стоял. В жизнеописании нашего пророка Мухаммеда (с.а.в.) есть такой эпизод. Оказывается, каждое утро пророк Мухаммед (с.а.в.) находил у себя во дворе мусор, который ему подкидывал его сосед иудей. И каждый раз пророк относил его и выбрасывал в нужное место. Это длилось очень долго. Но вот настал день, когда он не нашел мусора у себя во дворе. И пошел к соседу. Как вы думаете, с какой целью? Он его спросил: «Почему сегодня не было от тебя привета? Не случилось ли с тобой чего?» Мы должны воспитывать детей в том же духе!

- Спасибо вам, Рефат-агъа, за ваши советы, за вашу любовь к своему делу. Успехов вам, здоровья и долгих лет жизни!

Беседовала Д.Суфьянова