- Расскажите о детстве, о родителях, где родились, где учились, сколько у вас в семье детей, все такие творческие? Кем были ваши родители по профессии? Какое время жизни было для вас наиболее интересным?

- Я удивительно рано помню себя в детстве, примерно с двух лет. В памяти ярким пятном наш переезд из Узбекистана в Крым. Пустой дом, мы спим на полу, на улице такой простор: степь, степь, степь... Я катаюсь на велосипеде по пустым комнатам дома. Эти картины нашли отражение в моем рассказе «Эта длинная дорога домой». Детство в памяти такое счастливое и светлое. Вот папа несет меня на руках из детского сада, идет сильный дождь, у нас нет зонта, я прижимаюсь к родному плечу, мокрая, но мне не страшно, потому что меня несет папа. Это ощущение плеча отца никогда не исчезало, оно есть и сейчас. А вот я бегу с друзьями по полю с высокой цветущей белой травой, мы называли ее «кашка».

 

Мы смеемся, счастливые, падаем, встаем и снова бежим куда глаза глядят... Это лучшее время в моей жизни, когда я узнавала мир, когда умела радоваться всему, что происходит. Очень часто, когда я пишу, я вспоминаю картины из детства, когда ощущение мира было во мне таким острым, таким жадным.

Крыымская поэтесса, учитель русского языка Алие Кенджалиева

В нашей семье трое детей (у меня две младшие сестренки), но литературные способности проявились только у меня. Отец - музыкант, мама - воспитатель детского сада. Родители вложили в меня все самое светлое, что можно дать ребенку. Я росла в любви.

- Есть ли в роду, в крови страсть к поэзии, прозе? Откуда ваши способности?

- Мама рассказывала мне о том, что у ее матери, моей бабушки Зекие, был глухонемой брат Сейдамет, который пропал во время депортации, так как был в интернате для глухонемых. У него в кармане всегда был блокнот с ручкой, и он писал в нем, очень складно писал. Я бы так хотела знать его, прочитать его блокнот. Все-таки были у нас в роду пишущие люди. Сама моя мама очень грамотный человек, умеющий ясно выражать свои мысли. Она писала неплохие стихотворения в молодости.

Каждому человеку при рождении дается тот или иной дар, я верю в это. В моем случае это ощущение слова, умение описать словами жизнь, тонкие переплетения чувств и мыслей. И да - поэзия в крови, поэзия вместо крови во мне.

- Расскажите о своей жизни сейчас (чем занимаетесь, что, кого любите, круг интересов).

- Сейчас, конечно, не то, что в детстве, особо не побегаешь по полям с друзьями. Много работы, много ответственности, мыслей, дел, часто ненужных дел, и мыслей. Иногда я страдаю от того, что не могу просто сидеть за своим письменным столом и писать, ведь за это мне никто не станет платить.

Я работаю учителем в школе в Кучук-Озене (село Малореченское города Алушты). Я люблю свою работу, потому что люблю детей. Но, если честно, я и современная система образования несовместимы. Заполнять ненужные бумаги я не считаю нужным, предпочитаю работать с детьми и отдавать свои силы и сердце им, а не ненужным отчетам. Для меня результат - умные и счастливые глаза детей, с которыми я работаю. Хочу больше писать, но ночью работать уже не хватает сил. Такова реальность, к сожалению. И пишу я на остановках, в автобусе на коленках или пока пью чай...

- Расскажите о ваших детях.

У меня две дочки: Ниаль (11 лет) и София (6 лет). Ниаль учится в пятом классе, занимается в музыкальной школе, а Софа последний год ходит в детский сад. Я не могу передать, насколько мои дети меня радуют. Даже шалости, даже непослушание иногда - все для меня радость! Они мой смысл существования.

- Есть ли у вас друзья? Как вы считаете, кого можно назвать другом?
Даже не думала, что этот вопрос окажется самым сложным для меня. Друзья... Самые лучшие друзья у меня были в детстве, так у многих, наверное. Дружба в детстве очень отличается от дружбы во взрослом возрасте. В детстве это внешнее состояние, игры вместе, совместная деятельность. Во взрослом возрасте это внутренняя близость, родственность. Друзей могу пересчитать по пальцам одной руки, где три пальца останутся свободными. Остальные просто знакомые.

- Что для вас в работе учителя самое сложное, а что самое приятное?

Наверное, каждому кажется, что его работа самая сложная. Работать учителем и радость, и огромный, титанический труд. Сложно все успеть, уделить внимание каждому, найти подход. Приятное - видеть результат своей работы, чувствовать любовь детей, когда тебе говорят: «Алие Диляверовна, вы самый лучший учитель, я вас люблю», когда относятся с уважением, прислушиваются к твоему мнению. Ведь работа учителя - это далеко не только дать знания, это делиться внутренним светом каждый день, будить доброе в душе ребенка, чтобы эта юная душа из нежного ростка превратилась в будущем в крепкое цветущее дерево.

- Что читаете сейчас? Как менялись ваши литературные пристрастия?

- Я всегда отличалась достаточно беспорядочным чтением. Могу читать до пяти книг параллельно, долго или быстро, от настроения. В последнее время меня захватывают произведения в стиле фэнтези, одно из последних прочитанных - «Хоббит, или туда и обратно» Джона Толкина (он же автор «Властелина колец»).

- Кто повлиял на вас больше других в творческом плане? У кого учились, кто для вас был ориентиром, кумиром?

- Боюсь, что это мой огромный недостаток. Никто не влиял на меня никогда. Изучив основы стихосложения, я отрицаю форму. Поэзия или есть, или ее нет. Рифма и ритм при этом играют самое последнее значение, это лишь украшение красоты, которую передают создаваемые поэтом образы. Если речь идет о прозе, для меня важны детали, внутреннее состояние каждого героя. Мне близки Достоевский, Кафка.

###

- Своим детям умение писать стихи, прозу прививаете?

Умение писать невозможно привить, как и любой другой дар, данный Всевышним. Я помогаю своим детям развивать способности, которые у них есть. Ниаль пишет хорошие стихи и рассказы, а Софа рисует и лепит.

- Какой из рассказов, стихотворений считаете наиболее удачным, любимым? Вот что бы посоветовали прочитать нашим читателям?

- Если из рассказов, то это «Когда зацветет фасоль», «Учитель», «Зверь». А стихотворения у меня есть разные, даже не знаю. Я могу писать о родном крае:

Къуру-Озен

Мой горный поселок -

Сплетение улиц -

Запутан и долог

Извилистый путь.

Вздыхаешь у моря

Немного сутулясь,

Слегка окунаясь

В соленую муть.

Мой горный поселок -

Дома за садами

И хвойная тишь

Кипарисных аллей.

Истерты о мелкие

Камни сандали

Твоих ясноглазных

Родных дочерей.

И в каждой травинке

Звенит твое сердце,

Величие гор

И пьянящая высь.

В старинных напевах

Узорная древность

И горькая память

Навеки слились.

Или о любви:

Песня одиночества

Я - одинокая твоя печаль, 
Я - имя, состоящее из гласных, 
Горячая расплавленная сталь,
Стекающая в память ярко-красным.
Я - безупречность осени твоей, 
И мыслей ярость, и покой в болезни. 
Я - лужи не пронесшихся дождей 
Над почвой для тебя пустой и пресной.
Я - голоса детей и смех детей, 
Я - пустота, раскрашенная словом, 
Я - карта с миллионами путей, 
Которые ведут тебя не к дому.
Я - горизонт, меня постичь нельзя, 
И взмахи твоих крыл вперед и мимо, 
Я - взгляд твой через пропасти назад,
Когда могла я стать тебе любимой.
Или о судьбе:

Мне молчание в тягость, 
Я гортанно распета,
Я пришла, чтобы плакать,
Дорогая планета.
Закрываюсь руками
От иллюзий и блеска.
Мне поэзия - драка.
Мне поэзия - песня.
Не зови меня только
Именами чужими.
Мне молчание горько.
Мне молчание лживо.
Мне молчание смерти 
От удушья подобно.
Только голосу верьте.
Остальное надгробно.
От рождения в старость -
Проповедница бреда.
Я пришла, чтобы плакать,
Дорогая планета.

- Первое свое произведение помните? Что побудило в первый раз выложить свои мысли на бумагу?

- Да, помню, конечно. Мне приснился Всевышний в 13 лет, после этого я стала писать. Первое стихотворение было об учителе.

- Что служит для вас вдохновением, откуда черпаете идеи?

- Вдохновение необъяснимо, я не знаю, как оно возникает, откуда приходит. Это что-то, что есть во мне всегда, но под воздействием каких-то событий поднимается до самого неба и становится нитью между мной и небом. Идеи приходят из жизни, я научилась слушать людей и даже природу иногда.

- В своих произведениях вы описываете реальные события или это плод фантазии?

- Иногда у меня спрашивают: «Алие, о ком все твои стихотворения? Кого же ты любишь?» И тогда я начинаю придумывать, что это ЛГ - лирический герой, что я там не я, а другая девушка, ненастоящая я. Но это неправда. Все мои лирические произведения описывают только мои личные переживания.

В рассказах я передаю реальные истории людей, иногда меняя имена, время, очередность событий, но сохраняя суть. И здесь нет места фантазии.

Вся моя фантазия остается в сказках, которые я рассказываю каждый вечер детям и даже не всегда успеваю сама запоминать и записывать. Сейчас пишу сказочную повесть «Три леса», там сплошная фантазия без конца и края, до самых высоких радуг в небесах.

- Когда вы чувствуете что ваше новое произведение закончено?

Ощущение своего произведения - как ощущение вкуса на языке... Много соли - мало соли, слишком сладко, очень горько... А вот сейчас так, как нужно. Нет, еще одно слово здесь добавить, а это убрать... Еще можно с мелодией сравнить. Последняя нота пронзительна и нежна или обрывиста и строга. Так чувствую.

- Как вы считаете, были ли у вас упущенные возможности?

- Тысяча упущенных возможностей! Но так у всех людей. Нельзя же все и везде успеть. На то человек и человек, что выбирает каждую минуту свой путь. Я выбирала то, что хотела. И я не жалею ни об одной упущенной возможности. Есть и достижения. Прошлым летом, например, меня приняли в Союз писателей Крыма. Басыров его возглавляет.

- Есть ли у вас какая-либо программа, план? Или это зависит от музы?

- У меня нет программы и планов, даже когда они появляются, я их не выполняю. У меня есть внутренний мир, в котором я живу, и он важнее внешнего. Вы знаете, сколько раз за день я теряю телефон? Дети в школе просто носят его за мной, находят и снова приносят. Не хочу планов, программ и обязательств, и телефон я иногда выбрасываю в окно. Почувствую острую необходимость - и напишу, заставлять себя точно в этом нельзя.

Я мечтаю о своей книге, но пока этот вопрос в воздухе.

 

- На крымско-татарском говорите, пишете?

Крыымская поэтесса, учитель русского языка Алие Кенджалиева

Говорю и пытаюсь писать, но это мой сложный путь. Стараюсь больше читать на крымско-татарском, помогает очень, чувствую, что уже знаю больше слов. Мечтаю писать на родном языке так же свободно, как и на русском.

- Являясь представителем крымско-татарского народа, что вы думаете о современной крымско-татарской молодежи?

- У меня полярное мнение. С одной стороны, я вижу очень-очень много активной, талантливой молодежи, гордости нашего народа. Это и певцы, и танцоры, и поэты, и писатели, и художники. Сердце радуется, расцветает народ. Но есть и другие представители молодежи. Пассивные в культурном отношении, малообразованные. Может быть, они в чем-то другом себя проявляют, и я далека от этого. Хочется, чтобы ценности у всех были одинаковые, передавались из поколения в поколение.

-Каким вы видите будущее своего народа?

- У всех есть Родина, она есть и у нас как у коренных жителей крымской земли. Я вижу цветущий край с цветущим народом! Да будет так! Аминь.

- Что главное хотели бы донести своим читателям?

- Привет, читатель, как мне жить? 
Не обнажаясь до бесчувства,
От беззакония искусства
О землю биться и любить.
Мне давит плечи этот зной.
Я задыхаюсь над поэмой.
Читатель, видишь, нашей эрой
Мы брошены в духовный бой. 
Я на подстрочечную нить 
Нанизываю сеть рассказов.
Но образы без тайных лазов
Уходят не меня любить...
В своем творчестве я говорю с читателем, как с самой собой. Я ничего не знаю, как не знает никто, - для чего мы живем, откуда пришли и куда уйдем. Я только смутно ощущаю это и пытаюсь понять через слово. А донести пытаюсь Свет, который я иногда ощущаю сердцем.

(Орфография и пунктуация стихотворных текстов сохранены. - Ред.)

 Беседовала Диляра Суфьянова