- Екатерина Станиславовна, на выставке представлены работы художников и мастеров, некоторым из них нет еще и 35 лет. Можно ли сказать, что современное искусство крымских татар сегодня находится на подъеме?

- Думаю, просто пришло время для их творческого самовыражения. В 1990-е годы состоялось массовое возвращение крымских татар на историческую родину, и первое время они были заняты выживанием - постройкой домов, поиском работы и так далее. Позже оказалось, что среди крымских татар есть много художественно одаренных людей самых разных профессий. Однако все они нашли способ самовыражения в народном искусстве. Например, одна из участниц выставки, Эльмира Османова, пошла по стопам бабушки, закончив биофак, но потом занялась традиционной вышивкой. Сегодня она является ведущей мастерицей и обучает ремеслу молодых девушек. Кстати, здесь [на выставке] присутствуют работы ее учениц - Лили Каишевой, Хатидже Юнусовой.

Среди участников выставки не только крымские татары. Юля Тулупова, к примеру, таковой не является, что не мешает ей любить традиционное искусство крымских татар, работать над диссертацией на эту тему, заниматься национальной вышивкой, рисовать эскизы для керамических изделий.

Другой участник выставки - молодой талантливый керамист Эльдар Гусейнов. Он делает терракотовую керамику, обращаясь к древней античной традиции, характерной для Крыма. Свои изделия Гусейнов украшает тончайшими гравированными узорами, заимствованными у вышивок.

- То есть традиция крымско-татарской керамики сохранилась?

- Местная традиция керамики как таковая не сохранилась, однако за последние годы здесь получили развитие два стиля или направления художественной керамики:  полихромный - это изделия, украшенные гравировкой и цветными эмалями, и терракота - разнообразные сосуды из обожженной глины, где главное - это пластика формы

- Это можно назвать особенностью национальной школы?

- Крым всегда был многонациональным, с древних времен помимо татар здесь жили и греки, и армяне. Конечно же, эти народы оказывали влияние друг на друга. Тем не менее эта керамика стала ассоциироваться именно с культурой крымских татар, отличающейся восточной пышностью, многоцветностью.

- Среди экспонатов выставки много вышитых изделий. Расскажите, пожалуйста, о традициях вышивки крымско-татарских мастериц.

- Один из самых популярных видов - это «татар ишлеме» - шитье глухой двусторонней гладью золотными, шелковыми, тонкими шерстяными нитями, при котором узоры на лицевой и изнаночной стороне ничем не отличаются. Таким образом вышивались мужские свадебные пояса, женские шали, ритуальные полотенца, которые после свадьбы служили украшением дома. Узоры на полотенцах «эвджияр» могли выполняться и в другой - счетной технике - «эсаб ишлеме», при этом они напоминали ажурную решеточку.

Другой замечательный способ вышивки - «телли» заключался в том, что узоры забивались площенкой, то есть тонкой металлической полоской, проходящей сквозь ткань.

Для украшения небольших предметов из плотной ткани - атласа или бархата использовалась техника высокого шитья золотом «мыхлама» - одностороннее шитье по предварительному настилу. Таким образом расшивали свадебные кисеты, сумки для Корана. На наш сегодняшний вкус «мыхлама» может показаться излишне роскошной, но от кисета, вышитого в технике «букме», я бы точно не отказалась. Она напоминает драгоценную ювелирную филигрань, однако узоры выкладываются не серебряной проволокой, а тонким шнурком, скрученным из золоченой или посеребренной нити. На выставке представлены удивительные по красоте работы Хатидже Юнусовой - кисет и футляр для часов, исполненные в технике «букме».

Вообще крымские татарки в старину были большими рукодельницами. С девяти лет девочку начинали учить ткачеству и вышивке. Этими навыками она должна была владеть в совершенстве, чтобы к собственной свадьбе жениху сделать подарок, который назывался «докъуз», то есть «девять», названный так по количеству вещей, в него входивших - кисетов для табака, подвязок для носков и тому подобного.

###

Вышивки делали на многих изделиях. Когда попадаешь в Ханский дворец в Бахчисарае, понимаешь, насколько большую роль традиционная вышивка играла во внутреннем убранстве... Декоративные полотенца, свадебные мужские пояса, женские шали развешивались на веревках, натянутых под потолком расходящимися от центра лучами.

У крымских татар сохранились потрясающие тканые изделия, а также безворсовые ковры - келимы. Вышивка, думаю, была на первом месте, это традиционное домашнее женское занятие, для которого не нужно ничего кроме умелых женских рук, терпения и знания национальных узоров. Керамическая и металлическая посуда в конце XIX века быстро вытеснялась фабричными изделиями, а вот вышивка продолжала сохраняться.

- Что было утеряно в искусстве крымских татар в результате депортации?

- Честно говоря, утеряно было почти все, кроме языка и народной музыки. Люди, выселенные в Среднюю Азию, должны были выживать, им было не до искусства. Интересна судьба старейшего ювелира Айдера Асанова. Его вместе с родителями отправили в Узбекистан, поселили под Ташкентом. Спасло их то, что отец был отличным мастером, умевшим работать с металлом. Директор ташкентского мотороремонтного завода набирал на работу квалифицированных работников, так отец попал на завод, а в 1944 уже и сам Айдер стал учеником токаря.

Вернувшись спустя много лет в Крым, Айдер-ага утроил в Бахчисарае свою ювелирную мастерскую, где по сей день обучает мастерству знаменитой крымской филиграни своих учеников.  

Вообще, возвращение на родину предков было для всех участников выставки огромным потрясением. Мамут Чурлу, организатор творческого объединения «Чатыр-Даг», вдохновитель проекта «Крымский стиль», целью которого стало возрождение народных художественных традиций, рассказывал, что только в Крыму он впервые взялся за кисть, начал писать картины, до этого, живя в Фергане, он занимался гобеленами.

- С Турцией серьезные культурные связи у крымских татар?

- Крымские татары всегда подчеркивают свою самобытность, свое отличие и от турок и от казанских татар. Да, они были «под османами», что-то в обеих культурах перекликается. Но иногда встречаются и прямо противоположные традиции. Например, в Турции головной убор феску носили мужчины, а у крымских татар феска является женским головным убором.

Нечто общее можно увидеть с традициями народов Северного Кавказа. Знаменитое черкесское золотое шитье напоминает «татар ишлеме», хотя по тонкости работы крымская вышивка, пожалуй, уникальна.

- Проявляются ли традиции народного декоративно-прикладного искусства крымских татар в их современной повседневной жизни?

- Да, в некоторой степени. Я слышала, что на свадьбах используют национальные предметы. В интерьере частных домов национальный колорит передается низким диваном и столиком, обилием подушек и так далее. Все это можно увидеть в Ханском дворце в Бахчисарае.

Кстати, когда я была в Крыму, меня поразило, как родители прививают детям национальную традицию гостеприимства. Девочка пяти лет умеет приготовить и подать гостю умопомрачительно ароматный кофе. Я такой никогда не сварю, а маленькие крымские татарки могут! Вообще кулинарные традиции сохраняются, наверное, проще. Как не попробовать крымско-татарские чебуреки, янтык и сорму! Будем надеяться, что и в других областях культуры традиции крымских татар со временем восстановятся, окрепнут и разовьются, став органичной частью современной жизни.