Кофе (къаве) - традиционный напиток крымских татар, которые считают себя его настоящими поклонниками. Гостю крымско-татарского дома обязательно нальют чашечку къаве - это признак гостеприимства. В свое время имелся даже закон, согласно которому жена могла подать на развод, если супруг ограничивал ее в приготовлении кофе. В современном мире кофе - это еще и атрибут важных деловых переговоров. Кофе пьют утром, днем, или даже вечером, дома или в кофейне. Сегодня в любой крымской кофейне вам предложат разнообразные сорта и способы приготовления кофе.

Употребление горячего напитка крымскими татарами превратилось в особый культ и ритуал. Кофе, стимулирующий и тонизирующий напиток, давно и прочно вошел в их жизнь.

Кофе готовится из жареных зерен кофейного дерева. Вплоть до XIV века кофе произрастал в диком виде в Эфиопии, оттуда был завезен на Аравийский полуостров. Арабы начали переправлять кофе в Европу в 1600-х годах, а в XVII веке кофейное дерево вырастили в Южной Индии.

Считается, что первая кофейня в Турции появилась в Стамбуле в 1475 году. В Крыму первые кофейни появились в IX-X веках, после того как эти заведения распространились по странам, захваченным арабами. История Крыма тесно переплелась с историей кофе. Нынешняя Феодосия носила имя Кефе, или Каффа: по некоторым источникам, это могло быть связано с торговлей кофейными зернами, къаве.

Согласно самой распространенной легенде, тонизирующие свойства кофе были открыты эфиопским пастухом по имени Калди, заметившим, что его козы, наевшись днем плотных листьев и темно-красных плодов кофейного дерева, начинают вести себя по ночам возбужденно без всякой очевидной причины. Он рассказал об этом странном случае настоятелю монастыря, и тот решил испробовать на себе действие необычных зерен.

Настоятель был поражен силой воздействия напитка и, дабы поддержать бодрость монахов, засыпавших во время ночных молебнов, повелел им пить этот отвар. Впоследствии монахи научились обжаривать и молоть зерна. Полученный напиток снимал усталость, давал свежие силы.

Открытие кофе относится приблизительно к 850 году н. э., но полное признание его пришло много веков спустя. Первоначально в качестве тонизирующего средства употреблялся не отвар обжаренных зерен, а непосредственно сырые кофейные ягоды. Чуть позже начали готовить напиток из зрелой высушенной мякоти кофейного плода. Вначале арабы готовили его способом, далеким от современного. Они давили кофейные зерна и смешивали их с животным жиром и молоком. Из получившейся массы делали шарики, которые брали с собой в дорогу в качестве общеукрепляющего средства.

Лишь в XII веке из сырых кофейных зерен стали готовить напиток, а еще столетия спустя начали срывать плоды с кофейных деревьев, сушить зерна, обжаривать и измельчать, а получившийся порошок заливать горячей водой.

Крымские татары владеют уникальными рецептами приготовления кофе, которые передаются из поколения в поколение. Они молотят кофейные зерна на медных мельницах, вручную, при этом многие инструменты хорошо сохранились с XIX века. Из зерен получается мелкая пудра, которую заваривают в медной джезве на древесном угле.

Подают напиток в маленьких высоких чашках. Форма чашек способствует тому, что напиток долгое время остается горячим. Раньше к кофе подавали сахарную голову, от нее откалывали маленькие кубики сахара. Сегодня к кофе подают обычные конфеты или вспененный сахар - парварду. Как и несколько веков назад, к горькому напитку прилагается сладкое печенье - курабье. Это рассыпчатое печенье из пшеничной муки, топленного масла и сахара.

Кофейная церемония - важная составляющая национальной культуры крымско-татарского народа. Крымско-татарская хозяйка умеет варить настоящий къаве. Секреты мастерства в основном состоят в том, что кофейные зерна должны быть самого тонкого помола, что называется, «в пыль». Молотый кофе довольно быстро теряет часть вкуса и аромата, поэтому рекомендуется молоть зерна непосредственно перед употреблением.

В джезву (турку) с водой всыпают кофе из расчета 1-2 чайные ложки на 100 миллилитров воды. Кофе доводят до кипения и снимают с огня. Образовавшуюся пенку распределяют по кофейным чашкам и затем заливают свежеприготовленным напитком. В него добавляют молоко, сливки (къаймакъ). Сахар, как правило, не добавляют. В народной песне кофе сравнивают с прекрасной девушкой - это еще раз напоминает о том, насколько важен этот напиток для крымских татар.

Диляра Суфьянова