Традиционный костюм во второй половине XIX века утратил прежние региональные различия и стал единым у всех крымских татар.

Основу женского костюма составляли широкая полотняная рубаха-платье «тюб кольмек» туникообразного кроя и так называемые штаны с широким шагом. Поверх рубахи надевалось распашное платье - «чабуллу антер» - с отделкой золотным галуном по всему периметру и длинным узким рукавом, отворот которого - «енькъапакъ» - украшался золотной вышивкой.

Глубокий вырез платья закрывала специальная деталь - «кокуслюк», которая выполняла утилитарную и декоративную функции, - на нее нашивали золотые монеты или оформляли иным способом. Обязательными элементами костюма были головные уборы: у девочек, девушек, молодых женщин - невысокие конусообразные шапочки «фес» с различными украшениями, поверх надевали легкие, длинные шарфы «фырланта». Женщины в возрасте повязывали голову платком, поверх которого в определенных ситуациях (молитва, поминки) накидывали длинное ритуальное головное покрывало «марама». Специальное покрывало «фередже», которым мусульманская женщина обязана была «огородиться» от внешнего мира, у крымских татарок представляло собой накидку белого цвета, использовавшуюся в большей степени горожанками, чем жительницами горных сел.

Зимней одеждой крымским татаркам служили короткие вышитые курточки «салта марка», или курточки с меховой отделкой «тончукъ» в праздничных случаях, или большие теплые платки «шал» в повседневности.

Силуэт традиционного женского костюма был Х-образным, т. е. с жестко фиксированной линией талии, что достигалось как специальным кроем платья, так и обязательным поясом с ювелирными пряжками.

Основой мужского костюма была туникообразная рубаха с широкими рукавами и небольшим воротничком-стойкой из некрашеной домотканины «кетен кольмек». Поверх рубахи надевали плотно прилегающий жилет, нарядный вариант которого имел целый ряд серебряных или вывязанных из золотного шнурка пуговиц. Штаны с широким шагом на вздержке и глубокими внутренними карманами - «унчхурлу штан» - шились из льна, шерсти, сукна. Куртки обычно были короткими, без застежки, с минимумом декора, в отличие от курток-«проводников», которые украшались обильной и роскошной «золотой» вышивкой.

Зимней одеждой служили суконные плащи с башлыком - «чекмень», короткие или длинные шубы из овчины - «къысха/узун тон».

Повседневной обувью были постолы из сыромятной кожи - «чарыкъ», башмаки - «къатыр»; на выход надевали высокие сапоги на каблуках -

«падворлу чизма». Традиция постоянного ношения крымскими татарами каракулевой шапки-«халпах» жива до настоящего времени.

Традиционный праздничный костюм, бесспорно, является настоящим произведением декоративно-прикладного искусства, отражающим уникальные исторические, этнографические и художественные особенности культуры крымско-татарского народа.

 

Ульвие Аблаева