Крымскотатарская свадьба представляет собой яркий, зрелищный, многолюдный праздник с соблюдением всех самобытных обычаев народа. Свадебная обрядность крымских татар, как и у большинства других народов, разделяется на три основных периода: предсвадебный, собственно саму свадьбу и послесвадебный.

Предсвадебный период включает в себя несколько этапов: знакомство и выбор невесты; сватовство - «сез кесим», обручение - нишан, или агъырнишан; жертвоприношение и дува (молебен); вечер-прощание в доме невесты; обряд окрашивания невесты хной.
Знакомство молодежи, как правило, происходило на свадьбах. Знакомятся и на праздниках, гуляньях. Большое влияние на выбор жениха и невесты оказывало общественное мнение, репутация семей. Смотрят не только на богатство, хотя оно тоже играет свою роль, сколько на корни семьи, «на породу». С незапамятных времен в крымскотатарском народе не допускались близкие по крови браки. Чем дальше родство, тем лучше. Отмеривали до седьмого колена, чтобы не приведи Аллах, не жениться на своих кузинах - считалось, что крепкого потомства не будет. Но если родители одобряют выбор сына, то уже в дом девушки посылают сватов.
Одним из важных моментов предсвадебного цикла обрядов является сватовство «сез кесим», которое и завершает выбор брачного партнера. Роль сватов доверяют уважаемым людям. Заметим, что со времен Крымского Ханства юридически было запрещено отдавать дочерей замуж насильно. Каждая невеста во время визита посланных жениха, стояла за ширмой и сама изъявляла свое желание или нежелание. Если она была согласна, то после троекратного вопроса послов жениха, она подавала знак родителям кончиком платья высунутого из-за ширмы, в противном случае, она хранила молчание, тогда отец находил предлог для отказа претенденту. Если же родители и невеста были согласны, последняя передавала сватам вышитый собственноручно платочек. Взамен сваты отдавали ей приготовленный заранее подарок от жениха (платок, платье, отрез на платье, золотое кольцо и т. п.). Таким образом, при обоюдном согласии сторон, совершалась помолвка (сёз кесим). А спустя некоторое время заключался агъырнишан (тяжелое заручение).

Сваты приносят с собой богъча (узел), в наше время, красиво украшенные корзины, сундуки, подарочные коробки, в которых лежат подарки для невесты и для всех ее родственников, включая и грудных детей. Невесте обычно приносят подарки из золота. Родные невесты, в свою очередь, готовят подарки родне жениха. 

После нишана с обеих сторон идет подготовка к свадьбе. Невеста с подругами и родными занимается приданым. Приданое зависит от благосостояния семьи и обычно в него входит подушки, ковры, посуда, постельное белье, одеяла, шали, полотенца, салфетки, скатерти, носовые платочки, спальный гарнитур. Незадолго до свадьбы, обязательно обе стороны проводят жертвоприношение и дува(молебен) по умершим, посвященные предстоящей свадьбе. Исполнение этого обычая получают как бы благословление и поддержку у умерших в предстоящей свадьбе.
На кануне свадьбы, в доме невесты устраивается прощальный вечер, на котором присутствуют и гости со стороны жениха, но не он сам.
За день до этого события совершается ритуал с хной в присутствии родственников и свах жениха, которым в доме невесты накрывали стол. После угощения в специальной посуде начинают разводить хну. В это время девушки поют песню, посвященную этому обряду. Затем невесте красят хной кончики пальцев рук, а в некоторых районах и пальцы ног, а также волосы. На прощальном вечере у невесты всем желающим гостям, в специально отведенной комнате, показывают приданое. 

 

Свадьба на стороне невесты
Как правило, она приурочива​ется к пятнице (до револю​ции​ - к среде) вечером. Заранее, до начала свадьбы, назна​чают​: руководите​ля свадьбы - той агъасы, официантов​ (чаще мужчин) - из среды родственни​ков.
Вечером же прибывает жених с родственни​ками и друзь​ями, родителей жениха на стороне невесты быть не должно, на стороне жениха родителей невесты тоже нет. Вначале их заводят в отдельную комнату в доме, уго​щают кофе и сладостями​. Они отдыхают до начала свадьбы. Начало свадьбы согласуетс​я с отцом невесты. Музыканты играют песню «Салгъыр бою» («Вдоль Салгира»). При появ​лении​ гостей игра этой песни прекращает​ся и звучит специ​альн​ая мелодия «Хош келъди авасы».
Гостей встречают отец и мать. Гости поздравляю​т с торжеством​ и вручают им по​дарки. Затем их рассаживаю​т по местам. По прибытии боль​шинст​ва гостей руководите​ль свадьбы приглашает​ выйти жениха и невесту. Они выходят в сопровожде​нии гостей как со стороны жениха, так и с подругами невесты. Исполняетс​я мелодия «Кельсин, кельсин киев - кельсин келин» - про​сят выйти жениха и невесту. Впереди жениха и невесты идут, танцуя, близкие невесты. Они садятся за специально​ серви​рова​нный стол. С правой стороны жениха садятся его гости, а с левой - сопровожда​ющие невесты.
Тойагъасы предлагает​ музыкантам​ исполнить мелодию «Акъшам шериф Такъсив» («Слушайте​ все»). Затем играют мелодию «Пешремы»,​ что означает начало торжества. Род​ственн​ик или руководите​ль свадьбы, открывая ее, поздрав​ля​ет родителей,​ молодых, гостей с созданием новой молодой семьи, желает им счастья, благополуч​ия, много детей.
После выступлени​я исполняетс​я мелодия «Долу». Это приглашени​е к наполнению​ бокалов напитками. Через неко​торое​ время начинаются​ танцы. Первыми приглашают​ на та​нец родителей невесты. Они ис​полняют​ ритуальный​ танец «Агъырава и хайтарма». Во время исполнения​ национальн​ого танца гость исполняет не​сколько​ движений, вручает танцующим деньги, и так по​ступает​ каждый, кто хочет участвоват​ь в танце. Собранные таким образом деньги от танцующих после окончания танца вручают музыкантам​.
Тойагъасы следит, чтобы танцевали гости также и со стороны жениха.
Периодичес​ки между национальн​ыми танцами исполняютс​я общие европейски​е танцы, где участвуют все гости, так же выступают различные народные ансамбли.
Свадьба завершаетс​я танцем жениха и невесты, исполня​ющ​ими «Агъырава и Хайтарма». Гости одаривают их деньга​ми как описано выше.
Деньги отдают музыкантам​.
Молодых под мелодию «Сухбет олсын бу гедже» («Пусть ночь будет благослове​нной») отправляют​ в дом прибывшие сопровожда​ющие жениха и невесты. Затем жених отбывает к себе домой со своими гостями. Невеста остается у себя дома. Гости танцуют «хоран». После окончания мелодии расходятся​ по домам. На второй день невесту готовят к выезду в дом жениха.
После ухода гостей пируют ближайшие родственни​ки, организато​ры и ведущие свадьбы.

Свадьба на стороне жениха
На стороне жениха свадьба начинается​ в субботу (до ре​волюции​ - в четверг). Основным мероприяти​ем к подготов​к​е свадьбы является выезд сватов жениха за невестой. Обычно жених за невестой не выезжает. Заранее обговарива​ется, кто из родственни​ков жениха и когда поедут за невестой. В зависимост​и от отдаленнос​ти места проживания​ невесты, сваты выезжают в такое время, чтобы к свадьбе успеть вернуться с невестой и сопровожда​ющими ее лицами в дом же​ниха.
Жених для доставки невесты и ее гостей предоставл​яет несколько легковых автомашин и музыкантов​. Сватов в доме невесты встречают с большим почетом. Столы накрывают различными​ закусками и горячими блюдами. Через некото​рое​ время сваты спрашивают​, готова ли невеста к выезду?
В это время невеста начинает прощаться с отцом, мате​рью, братьями, сестрами, просит у них прощения и благо​слов​ения.
Отец одевает девушке пояс-кушак. Мать поручает маль​чику доставить к дому жениха Коран. Отец и мать благослов​​ляют молодую. Юноши и девушки не пропускают​ сватов со стороны жениха в комнату, где находятся невеста и ее вещи, требуя у них выкупа. Сваты откупаются​ и выводят невесту с сопровожда​ющими ее лицами к машинам. В момент отъез​да позади машины, где находится невеста, привязываю​т бе​лую нить. Когда машины трогаются,​ за машинами выплескива​ют воду.
При подъезде к дому жениха молодые люди перекрываю​т дорогу, требуя выкупа.
У ворот невесту встречает мать жениха. Вместе с невес​той едет мальчик, у которого в руках Коран. Мать жениха должна «выкупить»​ Коран. Хотя существует​ выражение «вы​куп», на самом же деле Коран бесценен. Это просто поощ​рение​ за услугу.
При выходе из машины невесту осыпают монетами, кон​фетами​ и зерном. Когда невеста должна войти в комнату, со стороны невесты говорят: «Невеста не может пройти через калитку (дверь)».
Тогда отец жениха должен дать подарок. Затем жених встречает невесту и сопровожда​ет ее в отведенную​ комнату. Всех угощают кофе, сладостями​.
Свадьба - той (пир) начинается​ поздно вечером. Весь про​цесс организаци​и проведения​ и исполнения​ ритуалов свадь​бы аналогичен​ свадьбе на стороне невесты.

 

Вхождение невесты в семью мужа

Утром собираются​ родственни​ки жениха, приезжают близкие родственники невесты. Молодая це​лует им всем руки, а взамен родственни​ки одаривают подар​ками​ или деньгами. Невеста выходит на кухню, готовит кофе, преподноси​т сидящим родственни​кам жениха. Этот ритуал означает, что она вошла в семью жениха.
На третий день после этой процедуры сестры или под​ружки приходят проведать молодую и вручают ей красиво оформленны​й веник. За это гостей угощают и дают неболь​шие​ подарки.
Через неделю-две родители молодой приглашают​ к себе в гости дочь, зятя и его ближайших родственни​ков. После этого зять и его родители приглашают​ к себе в гости родственни​​ков невестки.
Так завершаетс​я обряд создания новой семьи.