Недавно у меня умерла бабушка. Она родилась в 1927 году в селе Озенбаш (Счастливое) Бахчисарайского района. Она для меня была образцом счастливой мамы, бабушки и много-много раз прабабушки. Я даже как-то писала о ней здесь, на интернет-портале

Бабушка Эдие
90 лет счастья бабушки Эдие. К Международному женскому дню

Так вот, на третий день после похорон Радик Амиров кидает мне ссылку, пишет: «Можешь найти, пообщаться, сделать интервью?». Перехожу по ссылке, смотрю: какая-то бабушка поет на крымско-татарском языке. Сначала было не до песен, потом открыла другое видео, с рассказами о депортации. Привлек ее диалект — героиня говорила точь-в-точь как моя бабушка. Оказалось, она родом из того же села Озенбаш и сейчас живет там. Я не могла оторваться, смотрела, слушала, вытирая слезы…
В ближайшие выходные поехала в далекое село, чтобы пообщаться с бабушкой с глазу на глаз. Спасибо мужу — повез! Это было даже не знакомство, нас встретили как родных. Пили кофе, общались, пели, плакали…
Бабушка Асие родилась в 1933 году в селе Озенбаш, ныне Счастливое, Бахчисарайского района. В семье была четвертым ребенком, у нее было два старших брата и одна старшая сестра.
Рассказывает, что закончила второй класс, когда началась война. Беззаботное детство закончилось именно тогда:
— Школу закрыли, мы мало что понимали. Нашу деревню немцы не раз поджигали, жители разъезжались кто куда. Старший брат мой ушел в партизаны. Их много было, мы детьми бегали к ним, еду носили, для нас это была игра.
С особым ужасом бабушка Асие вспоминает депортацию 1944 года и послевоенные годы:
— Скотские вагоны, жара, голод, плачущие дети, умирающие старики, выброшенные с поезда тела… Сколько пришлось пережить?! Даже врагу этого не пожелаю… Я была 12-летним ребенком, когда в Средней Азии по совету моей тети меня отдали прислуживать зажиточному узбеку, чтобы спасти от голодной смерти. Спала я там, где они снимали обувь. Мне давали одну пиалу супа и маленький кусочек лепешки. За это я делала все, что мне велят: собирала дрова, прибиралась, подметала… При первой возможности бегала к маме, чтобы отдать ей свой кусочек лепешки, для этого нужно было пробежать 3 километра.
Сказать, что мне было очень интересно слушать ее рассказы, значит ничего не сказать. Я смотрела на ее морщинистое лицо, в добрые глаза… Я думала: «Как? Как такое возможно? Со мной говорит моя Эдие-бита! Я и раньше это все слышала…».
Она обращается ко мне и моему мужу словом «балам», что означает «дитя мое». Она настойчиво угощает сладостями и говорит: «Я вижу, что ты ничего не ешь! Ну-ка, возьми, съешь что-нибудь».
Интересно было слушать о том, как она вышла замуж:
— Меня выдал замуж мой старший брат. Он знал моего будущего мужа, Эбазеру тогда было лет 20, мне 16, у него умерли родители, а меня нужно было выдать замуж. Так и создалась семья.
Чтобы жить в достатке, всю жизнь бабушка Асие работала. Нигде не училась, говорит, всему научила жизнь. Ткала вручную, убирала, полола грядки, собирала картошку… Асие-бита родила и воспитала четверых детей, двух сыновей и двух дочерей. Обоих сыновей уже похоронила.
— Не спрашивай, балам. Ох, сколько повидала, сколько пришлось на мою голову. Не дай Аллах никому таких испытаний…
И тут внезапно затягивает бабушка Асие напевную песню о любимом крае, о Крыме. Видя, как наворачиваются слезы у меня на глазах, переходит на мажорный лад и весело поет шуточные куплеты.

Несмотря на все пережитые тяготы судьбы, передо мной жизнерадостный и позитивный человек с чувством юмора. Знает много шуток, прибауток, многие рифмует, сочиняет на ходу. Говорит, жители Озенбаша всегда славились умением шутить. Также радуют шесть внуков! Недавно любимый внук Ридван женился на красавице Фазиле.

© Д. Суфьянова
Бабушка на свадьбе внука


Вернувшись на Родину, ни секунды не раздумывала, где обосноваться. Конечно, Озенбаш.

— И мысли о другом месте не было. Крым для меня — это Озенбаш, поэтому сюда и вернулись. Здесь уже жил мой старший брат с семьей. От дома, в котором я родилась и выросла, осталась только невысокая задняя стенка. Хожу иногда туда, вспоминаю… Раньше это был двухэтажный дом, одну сторону занимал мой дядя с семьей, в другой жили мы. Зимой забирались на второй этаж, а лето внизу проводили.

На мой вопрос о том, кто научил петь, бабушка Асие долго не могла найти ответ:
— Как это кто научил? Сама научилась. Пели в семье, пела моя сестра, это с детства. В детстве любила забираться на дерево, черешню, и пела оттуда. Пела то, что слышала. Раньше никто ничему не учился и все умел. Это сейчас учатся, учатся, а петь не умеют.

Никакого музыкального образования. Да и вообще никакого другого, кроме двух классов. Из современных исполнителей бабушке Асие никто не нравится. Говорит, петь нужно от души. В основном это песни о родной земле, Родине, судьбе народа, о маме, любви.

Асие-бита вышла нас провожать, показала нам красивые виды села, даже спела на природе, не хотела отпускать. Я пообещала, что обязательно приеду еще, с семьей, с детьми.

© Д. Суфьянова
В гостях у бабушки Асия
© Д. Суфьянова
Бабушка Асие