Номер с крымско-татарским народным танцем хайтарма на восьмом Всероссийском чемпионате по танцам народов мира, прошедшем осенью прошлого года в Москве, был признан лучшим и взял главный приз в своей номинации. Представила его Елена Шедченко из Бахчисарая, которая больше известна на полуострове как Латифа. В свои 22 года девушка уже успела стать обладателем Кубка мира и двукратной чемпионкой Крыма и Украины по восточным танцам, открыть свою школу и получить в 2015 году звание лучшего рейтингового танцора.

Мастер-класс по эбру (рисование на воде)
Искусство эбру — поиск знаков Божественной милости в красоте

О том, как правильно учиться восточным танцам, почему у исполнителей ресторанов и сцены совсем противоположные цели и в чем на самом деле смысл танца живота, она рассказала в интервью интернет-порталу «Россия для всех».

 

— Расскажите о чемпионате и вашем участии в нем. Какие впечатления остались?

—  Это был 13-й Всероссийский чемпионат по восточному танцу. Проходил он в Москве с 29 сентября по 2 октября 2016 года и включал не только конкурс, но и серию мастер-классов от знаменитых педагогов России и других стран. Принять участие мне посоветовала президент Крымской лиги восточного танца Анастасия Самарина. Она также мой тренер по восточному танцу. Все участники в конкурсе делятся на разные возрастные категории, по уровню мастерства и стилю своего танца. Это и классический восточный танец, и фольклорный танец, и шоу-номера, и фьюжен, который включает в себя смешение разных направлений, и всегда неожиданный танец под живую дарбуку, а также категория «Танцы народов мира». Последняя отличается от других фольклорных танцев тем, что в ней не обязательно исполнять народный танец, принадлежащий арабской культуре — можно исполнить танец любого другого народа. После таких масштабных турниров я всегда чувствую себя творчески наполненной, выступления других участников и приглашенных звезд вдохновляют на новые идеи, мы всегда учимся друг у друга. Конкурс для танцора не только трудное испытание, но и важнейший стимул для саморазвития.

© Из личного архива Е.Шедченко
Исполнительница восточных танце Елена Шедченко (Латифа)

Почему вы выбрали именно хайтарму и именно бахчисарайскую?

—  Я готовилась к участию как танцовщица belly dance (танец живота — перев. с англ.). Репетировала свою программу из классического восточного танца, египетского фольклора, танца под барабаны и танца под арабскую лирическую эстрадную песню. Но позже, прочитав положение чемпионата и увидев категорию «Танцы народов мира», я решила, что нужно обязательно исполнить в Москве крымско-татарский танец, ведь это будет очень интересно и необычно для зрителей, судей и других участников из разных уголков России.

Мне хотелось показать такой номер, который может представить только крымчанка.

Конечно, большую роль в этом решении сыграла и моя большая симпатия к искусству крымско-татарского танца. Мне всегда нравилось смотреть на красивое исполнение крымско-татарских танцев, и я подумала, что пришло время научиться самой. Я выбрала бахчисарайскую хайтарму из-за необычайно зажигательной и красивой музыки. Мне кажется, что в эту музыку невозможно не влюбиться.

Хореографу крымскотатарского танца Ремзие Баккал исполнилось 90 лет
«Легенда крымско-татарской хореографии». К 90-летию Ремзие Баккал

— В каком возрасте вы начали танцевать и с каких танцев именно?

— В моей семье нет танцоров, но есть музыканты. Все семейные праздники обязательно сопровождаются прекрасной живой музыкой. Наверное, именно поэтому я начала танцевать еще в раннем детстве, в кругу семьи.

Когда мне было семь лет, мама привела меня в студию бального танца. Через несколько лет студия изменила свое творческое направление, и мы стали изучать современные эстрадные танцы. В 2008 году в моей жизни появились восточные танцы. Именно они на сегодняшний день занимают самую большую часть в моем творчестве.

Однако останавливаться на одном направлении я не хочу. Несмотря на то что belly dance очень богат и разнообразен, мне хочется постоянно искать и осваивать что-то новое, есть еще огромное количество направлений и стилей достойных внимания.

© Из личного архива Е.Шедченко
Исполнительница восточных танце Елена Шедченко (Латифа)

— Где вы всему учились и кого считаете своим наставником?

Происхождение фольклора крымских татар
Происхождение фольклора крымских татар
— Конечно, не могу не вспомнить Татьяну Локтионову, руководителя студии «Престиж» в городе Бахчисарае. Она дала мне очень много, научила профессиональному подходу к танцу, с ней я получила прекрасную хореографическую подготовку. Также я очень благодарна Анастасии Самариной, руководителю студии «Нефертити», в которой я танцевала с восьми лет. Анастасия привела меня в мир восточного танца и поддерживает по сей день, помогает сделать мои выступления еще ярче. Я окончила Киевский университет культуры по специальности «режиссер массовых мероприятий». Эта профессия очень помогает при написании сценария и подготовке концертов, организуемых мною.

— Как давно вы сами преподаете?

— В марте 2017 года моей студии исполнится шесть лет. По случаю дня рождения мы ежегодно организовываем концерт, в котором принимают участие танцевальные коллективы Симферополя и Бахчисарая. На сегодняшний день в студии 25 учеников. Это дети и взрослые, у каждого из них есть своя цель. Кто-то хочет быть чемпионом, иметь как можно больше медалей, дипломов и кубков, кто-то хочет иметь красивую осанку, хорошую растяжку или красивую походку, кому-то просто нравится находиться в коллективе и быть причастным к прекрасному искусству танца.

© Из личного архива Е. Шедченко
Воспитанницы школы танцев Елены Шедченко «Латифа-дэнс»

— Что главное в методике преподавания танцев?

— Универсальной методики, которая подошла бы всем ученикам, не бывает. Все мои танцоры очень разные по своему характеру и темпераменту, и главное — суметь правильно определить, какой именно подход нужен к каждому из них. Я хочу, чтобы танец приносил им удовольствие и чтобы каждая тренировка, каждое выступление были для них радостью. Стараюсь быть не очень строгой, быть в первую очередь другом.

Я учу их тому, что «нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве» — эта знаменитая фраза и является для нас девизом.

— Латифа — это творческий псевдоним? Что он означает?

— Да, это мой сценический псевдоним. Исполняя восточные танцы, я столкнулась с тем, что для завершенности образа мне необходимо красивое, восточное имя. Это арабское имя. Его значение заключается в таких характеристиках, как доброта, ласка, приветливость и милосердие. Мне очень комфортно и приятно выступать под этим именем. Более того, имя Латифа легло в основу названия моей студии «Латифа-денс».

© Из личного архива Е. Шедченко
Воспитанницы школы танцев Елены Шедченко «Латифа-дэнс»

— Столько легенд ходит вокруг покачивающихся бедер и горящих глаз… Расскажите, что такое на самом деле восточный танец? Всегда ли это танец живота?

— Belly dance — это обобщающее название всех стилей, которые на сегодняшний день представлены на фестивалях, конкурсах и чемпионатах по восточному танцу. Это универсальное название, объединяющее все танцы Востока.

Народные танцы Египта или Персии танцуются только в закрытых платьях и движения животом или бедрами в них и вовсе могут отсутствовать.

Участница танцевального проекта «Ойна, Къырым!» и ансамбля «Ильхам» Аня Григорьева
Анна Григорьева: В последнее время ко мне чаще обращаются «Аня-ханум»
Например, есть персидский танец халиджи. В переводе с арабского языка это слово означает «залив». Это народный танец, который исполняли женщины для женщин на девичниках и праздниках. В этом танце девушки демонстрируют красоту своих длинных волос, мягкость и пластику своих рук, движения плечами. Есть очень драматичные постановки под арабские песни, где танцовщица должна проникнуться историей, которую рассказывает певец, и передать зрителям те эмоции и чувства, о которых он поет. Для меня восточный танец — это огромная палитра красок, богатейшее разнообразие ритмов, костюмов, реквизитов, музыкальных инструментов и чувств.

— В чем цель belly dance? Многие считают, что в соблазнении мужчины. Так ли это?

— Это широко распространенный стереотип, основанный на просмотре номеров ресторанных танцовщиц, а также кинопродукции. У зрителя складывается ошибочное мнение о танце, если зритель видит его исключительно с позиции потребителя.

У танцовщицы ресторана и танцовщицы сцены диаметрально противоположные цели.

Название одинаковое, а танец разный. Для истинных исполнительниц танцев Востока слово «соблазнение» звучит весьма обидно. Я как профессиональный танцор не могу согласиться с тем, что основной целью восточного танца является соблазнение мужчин, так как в моем случае это совсем не так. Я выхожу на сцену не для того, чтобы кого-то соблазнить, а чтобы рассказать свою историю через танец. Для меня основная цель — это художественное самовыражение.

© Из личного архива Е.Шедченко
Исполнительница восточных танце Елена Шедченко (Латифа)

В питании есть какие-либо ограничения? Режим дня, может, особенный?

Поскольку восточные танцы можно исполнять девушкам с любыми формами, ограничений в питании нет. Однако большинство танцовщиц занимаются спортом и придерживаются правильного питания, чтобы выглядеть как можно лучше. В режиме дня для любого танцора самое главное — это тренировки, регулярная работа над техникой, пластикой и растяжкой. Любой танцор должен работать над собой каждый день.

— У вас остается время на личную жизнь? Молодой человек у вас наверняка есть?

Залина Усеинова и ее тройня
Паралич вместо радости материнства. История Залины Усеиновой

— Мое сердце свободно. Ритм жизни танцовщицы может разделить с ней далеко не каждый мужчина. Это постоянные тренировки в зале, поездки на конкурсы и концерты, «зависание» в мыслях при обдумывании новых постановок и костюмов (весьма, кстати, недешевых). Но я не думаю, что профессия хореографа может мешать личной жизни. Наблюдая за своими коллегами по сцене, я вижу, что многим из них удается совмещать счастливую семейную жизнь с руководством танцевальной студией и концертной деятельностью.

— Какие у вас есть творческие задумки на ближайшее время?

Не так давно я занялась изучением турецкого языка, очень хочу овладеть им хотя бы на базовом уровне. Мечтаю много путешествовать, продолжать развиваться как преподаватель и танцор, радовать своих учеников новыми танцами, идеями и творческими проектами. В ближайшее время это будет концерт, посвященный дню рождения нашей студии. Конечно же, есть еще мечты, но о них умолчу, чтобы, как говорят, не сглазить!

Сейчас в Крыму настоящий бум танца живота. Что можете посоветовать как наставница начинающим исполнительницам?

—  Не стремитесь получить все сразу и сейчас. Определите для себя цель, зачем это нужно.

Изучайте историю и культуру народа, танцы которого собираетесь исполнять.

Ансамбль «Къырым»
Легенда о зарождении крымско-татарского танца «Тым-Тым»
Это поможет наполнить ваши образы одухотворенностью, женственностью и благородством. Для танцоров особенно важны вдохновение, терпение и любовь к своему делу. Начинайте и заканчивайте свой день с созерцания красоты. Желаю интересных идей, плодотворных тренировок, красивых танцевальных костюмов, благодарных учеников и, конечно же, крепкого здоровья!

Беседовала Диляра Суфьянова

Выпуск продукции осуществлен при финансовой поддержек Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы