Недавно в Москве состоялась презентация фильма «Мусульмане, которыми гордится Россия», вызвавшего резонанс не только в исламской общине. Сегодня мы ведем беседу с автором и руководителем проекта Ахмадом Макаровым.

- Как возникла идея снять фильм про Гаспринского и почему именно про него?

- Исмаил-бей Гаспринский как нельзя более подходит под концепцию кинодокументального проекта «Мусульмане, которыми гордится Россия». Посудите сами - мусульманин, много лет преподававший в медресе «Зинджирлы» в родном Бахчисарае, издатель первой в Российской империи мусульманской газеты «Тарджеман», отстаивавший идеи объединения российских тюрков-мусульман и российского патриотизма. Сам он крымский татарин, дворянин, сочетавший в себе мусульманское воспитание и российское военное образование.

- Его деятельность распространялась только на Крым?

- Разумеется, нет. Во-первых, издаваемая им газета распространялась по всей России и далеко за ее пределами - ее читали в Казани, Уфе, Ташкенте, Астрахани, Кашгаре, Стамбуле, Каире и Бухаре. Это было время до языковых реформ большевиков и Ататюрка, и существовало языковое единство тюрков-мусульман. Поэтому тот пророссийский дискурс, который проводился Гаспринским, распространялся не только в самой империи, но и далеко за ее пределами. Кроме того, он ведь вел активную жизнь - ездил по городам, выступал с лекциями, поэтому люди слышали его и вживую. Кстати, одна из первых его публичных лекций состоялась в Казани. Гаспринский был депутатом Государственной думы, где отстаивал интересы не только крымских татар, но и других жителей империи.

Да и его семейные связи помогали ему в этом - его жена Зухра-ханум происходила из рода известных симбирских купцов-фабрикантов Акчуриных (по одной из версий, этот род в значительной степени финансировал его деятельность). Так что принцип объединения мусульман он проводил в своей жизни.

- Откуда у него такие, прямо скажем, далеко не консервативные взгляды, в первую очередь на образование?

- Исмаил-бей был весьма образованным человеком. Посудите сами, получив начальное образование дома, в Бахчисарае, он продолжил учебу в Михайловском кадетском корпусе в Воронеже. Оканчивал он военную гимназию в Москве, где учился со многими будущими известными общественными деятелями - славянофилами.

Вообще, военное образование в имперской России носило элитарный характер, было почетным и значимым. Армия была весьма уважаемой частью общества, его сливками. Офицерское звание было почетно, что отразилось на литературе, множество научных публикаций того времени подготовлено офицерами императорской армии. Большинство мусульманских деятелей той эпохи продвинулось по армейской лестнице, но это касалось отнюдь не только мусульман. Несмотря на то что Исмаил-бей не пошел в дальнейшем по этой стезе, военное образование во многом способствовало формированию его взглядов.

Вместе с тем он никогда не терял своей мусульманской сущности. Домашнее воспитание сформировало его мусульманином, да и военное образование не было в том помехой, ведь за воспитание будущих офицеров-мусульман в то время отвечали военные ахуны. Не прочитать намаз или не держать уразу в месяц рамазан кадет-мусульманин так же не мог, как и не сдать профильный предмет.

В результате Исмаил Гаспринский сформировался как личность на стыке двух систем, даже трех.

Он видел мусульман-татар в своем родном Крыму, в Поволжье, в Стамбуле, где он жил несколько лет, причем для мусульманского общества он был своим, и оно для него было своим.

Он прекрасно общался с православными в Воронеже и Москве, в самых разных уголках России, причем с выходцами из разных слоев общества, он жил в Париже, где работал секретарем у И.С. Тургенева. В конце концов ведь его родной Крым в те времена был весьма пестрым, и в нем мирно уживались татары, русские, греки, евреи, армяне, итальянцы. Своеобразная лаборатория межэтнических контактов.

Однако, имея возможность сравнивать и выбирать,  он остановил свой выбор на «русском мусульманстве»   - выдвинутой им самим концепции о проживании мусульман в Российской империи, о том, что не нужно никуда эмигрировать, что нужно, будучи мусульманами, являться вместе с тем полноценными гражданами и патриотами России.

- Но ведь Гаспринский известен еще и своей педагогической деятельностью?

- Да, он был сторонником нового метода в обучении: «усуль аль-джадид». По сути дела, это был уход от механического заучивания текстов к их пониманию и осмыслению, изучению первоисточников.

Кроме того, он настаивал, чтобы мусульмане в медресе и мектебе изучали математику, географию, другие светские науки. Нам сегодня кажется, что зачем все это, в обычной школе это и так все учат, но в то время медресе и мектебе и являлись обычными школами. Поэтому и нужно все это было учить, это была назревшая необходимость. Многое из того, к чему призывал Гаспринский, сегодня кажется само собой разумеющимся, но тогда это не все понимали и принимали. Кроме того, он призывал учить русский язык, не забрасывая при этом и свои языки и культуру. И это делалось для повышения конкурентоспособности мусульман. Все эти моменты он активно применял в медресе «Зинджирлы», где сам преподавал.

- Какое влияние оказал Гаспринский на мусульман России?

- В образовании мы возвращаемся к той системе, которую  он предлагал, хотя  с изменениями, 100 лет ведь прошло, и сами требования изменились. Что касается единства, то мы сейчас гораздо дальше от ситуации при жизни Исмаил-бея. Он писал про единство в языке, делах и мысли («Дильда, эшта, фикерда берлик»), а у нас сегодня и языки совсем разные, и дела, да и мысли. Исмаил-бей писал про необходимость российского патриотизма для мусульман, причем с сохранением их мусульманской сущности,  но сегодня далеко не все с этим согласны. Словом, идеи Гаспринского оказались весьма актуальными сегодня, в современной России, через 100 лет после смерти великого человека, и актуальны они были еще до нынешней «крымской весны».    

Ну а уж сейчас, в связи с событиями в Крыму и на Украине, их актуальность просто зашкалила. Ведь Исмаил Гаспринский, так же как и другой великий сын крымско-татарского народа Султан Амет-хан (дважды Герой Советского Союза, летчик-ас, сбивший свыше 30 самолетов противника лично и 19 совместно с другими, после войны один из ведущих летчиков-испытателей), не только показывает истинную суть и душу этого народа, но и прокладывает мостик от него к другим народам России.

- Мы знаем, что исламская община очень тепло приняла этот фильм. А какова была реакция представителей власти на фильм о Гаспринском?

- Посол по особым поручениям МИД России Константин Викторович Шувалов после просмотра фильма сказал, что выход в свет фильма про Гаспринского способствует сближению крымско-татарского и других российских народов, помогает нам понять друг друга. Ответственный чиновник российского МИДа дал высокую оценку данному фильму.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.